В ночь на 26 сентября 1983 года оперативный дежурный в командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении войск ПВО "Серпухов-15", подполковник Станислав Петров решил проигнорировать показания автоматики о запуске из США по территории СССР пяти межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен" с десятью ядерными боеголовками каждая.
Руководствуясь здравым смыслом (пять ракет слишком мало для первого удара в войне), он объявил тревогу ложной и оказался прав: произошел сбой системы оповещения. Третья мировая не грянула. Трудно представить, что было бы, если бы СССР произвел ответный пуск. Прекрасно помню, каков был 1983 год: сказать, что в мире пахло порохом — значит, ничего не сказать. В мире пахло большой войной!
Читайте также: На пути "Фукусимы" встала Хиросима
Месяцем раньше имел место инцидент, после которого подполковник Станислав Петров в общем-то имел моральное право нажать "ответную" кнопку — так складывалась ситуация. 1 сентября 1983 года советский истребитель "Су-15" над Сахалином сбил пассажирский "Боинг-747" авиакомпании "Кориэн Эйрлайнз". 269 человек, в основном корейцы, японцы и американцы, летевшие с Аляски в Сеул, погибли, а их тела так никогда и не были найдены.
Два с половиной часа южнокорейский самолет находился в советском воздушном пространстве, отклонившись от трассы аж на 600 километров, причем аккурат в сторону наших секретных военных объектов. На самом "верху" долго решали, что делать с этим нежданным самолетом-нарушителем.
Всего 90 секунд — и он бы оказался над международными водами. Какие-то полторы минуты!… Но уже отдана команда на поражение, и военный летчик Геннадий Осипович нажал на гашетку. "Пуск произвел. Цель уничтожена", — доклад нашего пилота, записанный американскими радиоперехватчиками, крутили по всему миру. Молчало только правительство СССР.
"Дело КАЛ-007" советские спецслужбы засекретили на 50 лет. Так же поступили их американские коллеги из ЦРУ. Гриф "совсекретно", несмотря на глобальные геополитические изменения, не снят с него до сих пор.
В общем, можно писать что угодно, выдвигать какие угодно версии — до истины, подтвержденной документально, все равно не докопаться. Уж слишком много в этой трагедии заинтересованных сторон — политики, военные, спецслужбы. А правда ни одной из них не выгодна. Это касается и информации по "Курску".
Какого лешего кореец поперся на Советский Союз, то есть нагло нарушил советское воздушное пространство? Мой отец (военный летчик дальней авиации) шепотом рассказывал анекдот тех времен: мол, корейские пилоты хорошо "накушались", поставили самолет на автопилот да и заснули с устатку. Надо думать, не на ровном месте анекдот возник. Может, и у нас на "дальнобое" такое было.
На самом деле все реально сознавали: полет, так сказать, проверочный. А как, мол, русские среагируют? В том районе Тихого океана как раз шли широкомасштабные учения военно-морских сил США. И никто не сомневался, что южнокорейский "Боинг" — реальный самолет-шпион. Вот только его пассажиры вряд ли об этом знали…
Между прочим, точно такой же случай именно с "Боингом", и именно корейским, причем той же компании, имел место за пять лет до вышеописанных событий.
20 апреля 1978 года. Североморск, главная база Северного флота, командный пункт ПВО. "Обнаружена цель! Цель нарушила воздушное пространство севернее Североморска и сейчас пролетает Мурманск. На запросы не отвечает!", — докладывает дежурный офицер. "Поднять дежурное звено истребителей-перехватчиков и принудить нарушителя к посадке", — следует команда.
"Боинг-707", тоже Корейских авиалиний. Пассажирский рейс Париж — Анкоридж, проходящий через полярный регион. Самолет "заблудился" и вместо Аляски оказался… над Кольским полуостровом. Прямо по курсу — базы хранения советских АПЛ. Гремиха, Видяево, Западная Лица, Североморск, Полярные суперзасекреченные военные объекты. Просто так тут заблудиться невозможно!
И с земли, и с воздуха на международной частоте "корейцу" следуют четкие указания: "Вы нарушили воздушное пространство СССР. Следуйте за мной", "Машину посадить". Десять минут (!) летчик Александр Босов на "Су-15" обходит нарушителя со всех сторон, мелькая в 50-100 метрах от пилотской кабины. Эти маневры видят пассажиры — "не замечает" их лишь экипаж.
Наконец "Боинг" резко поворачивает на запад и летит в сторону Финляндии. С КП следует новая команда: "Нарушителя сбить". В хвост "Боингу" летит ракета и сносит часть крыла. Командир лайнера (надо сказать, виртуозно!) сажает раненую машину на замерзшее озеро.
Итог — двое погибших, 13 раненых. Опытнейший пилот Ким Чанг Кью, отлетавший по полярному маршруту больше 70 раз, "включает дурака" и на все вопросы отвечает, что "ничего не слышал". Спустя годы аналитики назовут этот полет пробным.
Когда на рассвете 1 сентября 1983-го летчик Осипович получил приказ "цель уничтожить", ни у самого пилота, ни у его командиров не было никаких сомнений: просто так здесь заблудиться невозможно.
Читайте также: Провальная слава пилота Френсиса Пауэрса
В январе 2006 года международная общественная организация "Ассоциация граждан мира" вручила полковнику в отставке Александру Петрову за предотвращение ядерной войны свой приз — статуэтку "Рука, держащая земной шар". Конечно, один офицер не решал судьбу планеты, но в мужестве ему никак не откажешь, учитывая недавний инцидент с корейским самолетом — нарушителем границы.
На вопрос журналистов, наградили его или наказали тогда за принятое на свой страх и риск решение, Петров ответил: "Не случилось ни того, ни другого. Поначалу, конечно, говорили: "Будем представлять к награде". Но потом назначили государственную комиссию по расследованию причин, которая, как водится, нашла недостатки в моих действиях. Дело в том, что в ее состав вошли люди, по вине которых и произошел этот сбой".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.