В Латвии в очередной раз, вопреки решению Нюрнбергского трибунала, осудившего германский фашизм и его преступления против человечества, устанавливают памятник бывшим пособникам гитлеровцев — участникам печально известных карательных батальонов, которые во время Второй Мировой войны входили в состав Ваффен СС. Памятник установлен в городе Бауска на средства, собранные частными лицами, а также организацией "Даугавас ванаги" — именно она проводит ежегодные "слеты" бывших легионеров СС в Риге.
Памятник латышским карателям из 23, 319 и 322 батальонов Ваффен СС был установлен 14 сентября в центре латвийского города Бауска. На монументе выбиты надписи, гласящие, что он поставлен в честь защитников города против второй оккупации Советским Союзом, а также о том, что Латвия должна быть латышским государством. Если бы последний тезис прочитали бывшие германские хозяева латышских легионеров, они бы немало удивились — Германия и близко не планировала отдавать Латвию латышам.
Читайте также: Латвия хочет, чтобы ее "уважали"
Мэр города Бауски Валдис Вейпс в ходе интервью радиостанции Baltkom рассказал, что идея установки памятника принадлежала бывшему бойцу латышских Ваффен СС, защитнику города от советских войск Имантсу Зелтиньшу. По словам мэра, за памятником будут присматривать школьники и самоуправление.
Таким образом, в Латвии продолжается попирание исторической памяти жертв нацистских преступлений и чествование бывших гитлеровских пособников. Вейпс как бы намекает на то, что установка памятника — это дело частных лиц, и власть тут не причем. Однако нетрудно догадаться, что подобная "дань уважения" нацистским преступникам (напомним, что Нюрнбергским трибуналом СС была осуждена за преступления против человечества и поставлена вне закона как преступная организация, а латышская Ваффен СС — это ее "региональное отделение") была бы невозможна без молчаливого согласия власти, как, впрочем, и вся политика героизации латышских легионеров.
Молодежи Латвии внушается мысль о том, что латышские легионеры Ваффен СС боролись за "освобождение" Латвии. Но что нам говорит по этому поводу история и архивы? Какие "подвиги" совершили Ваффен СС? И какое "освобождение" было уготовано Латвии по планам Гитлера и других представителей военной верхушки нацистской Германии, политику которых так рьяно проводили в жизнь латышские эсэсовцы?
Согласно генеральному плану "Ост", в рамках расширения жизненного пространства территорию Прибалтики предполагалось "колонизировать". После оккупации Прибалтики Латвия, Латвия и Эстония, а также Ленинградская область и северная часть Белоруссии были объединены в так называемый Остланд.
Гитлер на совещании 16 июля 1941 года говорил о том, что Прибалтика должна стать частью Третьего Рейха, что огромные территории Остланда нужно "замирить", и лучший способ для этого — расстрел каждого, кто будет бросать косые взгляды на немцев. Общее управление Остландом возлагалось на Имперское министерство востока, а местное осуществлялось областными и генеральными комиссарами. Задача комиссаров, согласно указаниям германской военно-политической верхушки — превратить Остланд в придаток Рейха и выкачать из этих территорий все. В будущем предполагалось сделать Прибалтику составной частью "тысячелетнего" Третьего Рейха и заселить ее немцами, а большую часть населения, неспособную к "ассимиляции", уничтожить, выслать или отправить на работы в Германию — последних в 1943 году оказалось около 200 тысяч.
"Самоуправление" на местах осуществляли те, кто соглашался сотрудничать с немцами. Начальник СС и полиции Фридрих Еккельн, вспоминая позже о лидерах местного самоуправления, говорил, что "местные" проводили немецкую политику и были марионетками в руках немецкого руководства.
Уже в первые дни оккупации Прибалтики в Латвии было арестовано около 20 тысяч представителей местной интеллигенции. Началось уничтожение евреев — не без помощи пособников из числа местных, и очень "успешно" — к 1944 году территория Прибалтикибылаот них практически "свободна".
Читайте также: Борец с Россией отыгрался на Батьке
Штаб рейхсляйтера Альфреда Розенберга, который был рейхсминистром по делам восточных территорий, занимался прямым разграблением исторических и культурных ценностей. Из порта Риги в 1943 году отбыло около 30 кораблей с награбленными нацистами ценностями. Немцы и их местные приспешники ликвидировали библиотеки, сжигали книги и преследовали всех, кто сомневался в правильности политики "онемечивания" Прибалтики.
Поскольку прибалтийские народы, и латыши в частности, считались немцами "неперспективными" в расовом отношении, сначала воинские батальоны их них формировать не хотели, поручая им лишь самую "грязную" работу — карательные акции, охрану гетто и концлагерей. Лишь в 1943 году, после Сталинграда, когда каждый солдат был на счету, Гитлер дал добро на формирование латышских бригад СС.
Агитируя латышей за вступление в Ваффен СС, немцы запретили употреблять термины типа "борьба за независимость", поскольку никакой независимости Латвии не планировалось. В 1943 году в Ваффен СС вступило около 15 тысяч латышей и 30 тысяч эстонцев. Военные действия Ваффен СС против Красной Армии существенно не повлияли на течение и исход войны. Латышские эсэсовцы отличились лишь в проведении специальных "акций" против мирного населения.
Мрачных эпизодов, связанных с деятельностью карателей из Ваффен СС, за историю Второй Мировой войны было немало. В частности, на территории Новгородской и Ленинградской областей в 1943 году они участвовали в уничтожении 560 советских граждан — партизан и мирного населения. Множество документов подтверждает участие легионеров в расстрелах и умерщвлении пленных самыми бесчеловечными способами.
По сведениям публициста Сергея Камаева, в феврале-марте 1944 года в Белоруссии на территории Витебской области латыши-каратели из СС уничтожили 138 деревень и убили 17 тысяч мирных граждан, о чем рассказывают документы и воспоминания очевидцев.
В январе 1945 года на территории Польши бойцы латышского добровольческого легиона СС участвовали в боях против воинов 1-го Войска Польского. К пленным полякам применяли особые меры жестокости вплоть до сожжения заживо.
23-й батальон Ваффен СС, бойцам которого, в частности, установлен памятник в Бауске, в 1942 году участвовал в карательных акциях против мирного населения в районе Днепропетровска, а также на территориях на границе Белоруссии, Латвии и России. Вот каким людям в современной Латвии воздвигают памятники и воздают почести.
Россия как страна, принявшая на себя основной груз тяжести в борьбе с тиранией Третьего Рейха, не может оставаться безмолвной, наблюдая за глумлением над памятью жертв нацистских карателей.
Читайте также: Нацистским преступникам дадут умереть спокойно
Депутаты Госдумы РФ выразили возмущение установлению памятника в Бауске. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ Дмитрий Саблин считает, что героизация латышских карателей открывает ящик Пандоры, нанося удары по воспитанию латышской молодежи и по будущему Латвии, и последствия такой безответственной политики могут выйти далеко за пределы Прибалтики. Он уверен, что если Евросоюз не даст адекватную оценку подобным действиям, то тем самым будет признана возможность существования альтернативных взглядов на ксенофобию, а также на религиозную и этническую нетерпимость.
Власти Латвии в стремлении самоутвердиться и противопоставить себя России топчут историческую память людей и возвеличивают палачей, замучивших в годы войны тысячи мирных граждан. Они не осознают, что своей безответственной политикой закладывают мину замедленного действия под будущее собственной страны. Подобные провокации и игры с исторической памятью людей способны привести их куда угодно — только не к европейским демократическим ценностям.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.