Демонстрация в Барселоне под лозунгом "Каталония — новое государство Европы" шокировала Запад, как и заявление главы правительства Каталонии Артура Маса. Он впервые призвал к ее политической независимости. Европа начинает собирать камни своей политики в отношении Косова — у признанного самопровозглашенного государства могут оказаться последователи.
Правда впервые речь идет о члене ЕС — Испании. 11 сентября Каталония отмечала Диаду (Diada Nacional de Catalunya) — день, когда в 1714 году она потеряла свою независимость. Событие вылилось в полуторамиллионную демонстрацию с сепаратистскими лозунгами. Выход из состава Испании означает для Каталонии автоматический выход из ЕС, но каталонцы искренне полагают, что потом можно начать процесс присоединения, и их обязательно примут обратно. Однако они не учитывают, что существует право вето Испании, а также Италии, Франции, Португалии, Бельгии и других стран, которые опасаются, что Падания, Корсика, Мадейра, Фландрия тоже реализуют свое право на самоопределение.
Читайте также: Испания разваливается на глазах
Премьер-министр Испании Мариано Рахой приравнял демонстрацию к беспорядкам. На четверг 20 сентября намечена встреча Рахоя и Маса, где Мас будет настаивать на экономическом суверенитете Каталонии, то есть на собственном министерстве финансов. Если он не получит согласия, то мобилизованные народные массы вновь выдут на улицы. Для них интеграция в Евросоюз без посредничества Испании, которое воспринимается как бремя, гораздо более привлекательна.
Действительно, Каталония платит в центральный бюджет ежегодно 15 миллиардов евро — гораздо больше, чем ей возвращается. Именно поэтому каталонцев так возмущает необходимость просить финансовую помощь у Мадрида на оплату долгов, которые на восемь пунктов превышают средний показатель по стране — 22 процента от ВВП. Каталония хочет налоговой самостоятельности, права взимать свои налоги и платить в общий бюджет в зависимости от уровня доходов. Испанские аналитики в один голос говорят, что Мас вернется из Мадрида с пустыми руками и проведет, как обещает, досрочные парламентские выборы, которые станут референдумом за самоопределение. Таким образом, конституционный кризис неизбежен.
Партия Маса "Конвергенция и Союз" (CiU) победила на последних парламентских выборах 2010 года и сегодня вместе с сепаратисткими партиями "Инициатива для Каталонии" (IC) и Каталонской республиканской партией (ERC) имеет абсолютное большинство в парламенте. Артур Мас, прежде считавшийся "умеренным" националистом, не вдруг стал сепаратистом. "Когда бедность входит в дверь, любовь улетает в окно", — говорит испанская пословица. "Северная Испания устала от южной Испании так же, как Северная Европа устала от Южной Европы", — сказал Мас. Рахой охарактеризовал эти слова, как "тарабарщина". Однако то, что раньше рассматривалось как утопия, может стать реальностью. Не случайно уже даже Футбольный союз Испании пригрозил исключить "Барселону" из испанской премьер-лиги в случае, если Каталония выйдет из состава страны. Каковы же реальные шансы Каталонии на самоопределение?
Конституция Испании не подразумевает свободного выхода из состава страны, поскольку Статья 2 устанавливает "неразрывное единство испанской нации". Изменение ее маловероятно: для этого нужно собрать две трети голосов в парламенте, а затем утвердить это решение на общенациональном референдуме. Кроме того, в 2010 году испанский Конституционный суд постановил, что правовой основы считать Каталонию отдельной нацией- нет, и каталанский язык не должен получать преимущество перед испанским.
Таким образом, юридический путь самоопределения исключается, но есть политический. Признание суверенитета возможно при обоюдном согласии центральных и автономных властей. Прецеденты есть. Чешская Республика и Словакия в свое время сделали выбор в пользу "дружественного развода". Черногория отделилась от Сербии в 2006 году на основании референдума в Черногории и признания его Белградом. Но в Испании результаты референдума в автономии не является обязательными для его рассмотрения Мадридом. Созыв референдума по конституционным вопросам — прерогатива центра.
Читайте также: Баррозу предложил Европейскую Федерацию
Однако самоопределение является частью Международного пакта о гражданских и политических правах ООН от 1966 года. Согласно ему, региональный парламент в одностороннем порядке имеет право провозгласить независимость, утвердить новую Конституцию и после ратификации этого нового закона на референдуме получить международное признание. Именно этот пакт использовался Западом при проталкивании самоопределении Косова в 2008 году. Хотя Мадрид и не признал независимость края, он будет вынужден смириться с волеизъявлением каталонцев. И это еще не все — наиболее радикальные политики, например из ERC, утверждают, что в будущем можно говорить о панкаталонском государстве, включающем в себя говорящие на каталанском области в Арагоне, Валенсии, Мурсии, на Балеарских островах, Андорре и Сардинии (Италия). То есть, по сути, речь идет о пересмотре межгосударственных европейских границ.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.