Исламисты продолжают победное шествие по городам Мали. На днях боевиками был захвачен город Дуэнца. Африканская страна оказалась ввергнута в пучину межэтнических конфликтов после падения режима Каддафи в Ливии. Непосредственные волнения начались после того, как власти Мали "проспали" восстание туарегов, объединившихся с исламскими радикалами.
Напомним, что в апреле 2012 года весь мир облетела новость о провозглашении туарегами государства Азавад. Малийские власти отказались его признавать, а соседние страны заговорили о возможной военной интервенции, направленной на оказание помощи правительственным силам. Так или иначе, ни в Африке, ни в Азии, ни, тем более, в Европе, никто не был заинтересован в признании самопровозглашенного государства.
Неопределенность сохранялась на протяжении трех месяцев — до середины июля, когда повстанцы-туареги отказались от идеи борьбы за независимость севера страны. По словам представителя "Народного движения за освобождение Азавада" (НДОА) Ибрагима Аг Ассалеха, первоочередной задачей организации является закрепление экономической и культурной автономии туарегов, но никак не выход из состава Мали.
Отказ от первоначальных целей НДОА объясняется стремлением не допустить международной изоляции этой организации. Кроме того, племенные вожди туарегов опасаются усиления исламистов, которые пытаются навязать свою волю местному населению. В тех районах страны, где вооруженным сторонникам радикального ислама удалось захватить власть, еще с весны нынешнего года начали происходить расправы над инакомыслящими.
Шариатское государство было создано сторонниками НДОА при поддержке радикальной группировки "Ансар дайн" в мае 2012 года. Впоследствии вожди туарегов, придерживающиеся умеренных взглядов, разорвали союз с исламистами. Однако к этому времени боевики, близкие к "Аль-Каиде", уже взяли под контроль весь север Мали. Кровопролитные бои между повстанцами-туарегами и исламскими радикалами произошли в конце июня в городе Гао. Террористы взяли штурмом дворец губернатора и дом генсека НДОА, 40 человек были захвачены в плен. Ранее местные жители устроили в городе массовую манифестацию против экстремистов, после того как те убили одного из местных политиков — Идрисса Умару, который состоял в Альянсе за демократию в Мали (АДЕМА), партии нынешнего малийского лидера Дионкунды Траоре.
Нападение исламских радикалов на стратегически важный город Дуэнца в первых числах сентября стало очередным ударом для официальных властей Бамако, неспособных самостоятельно восстановить контроль над утраченными после начала восстания районами. Туареги захватили этот город еще в марте, однако впоследствии они покинули его и до настоящего момента в отсутствие частей официальной армии местные ополченцы обеспечивали безопасность в Дуентце своими силами.
С самого начала США и европейские страны, в первую очередь Франция, владевшая в свое время обширными колониями в Африке, не скрывали своего беспокойства в связи с усилением позиций "Аль-Каиды" в регионе. В июле замглавы американского военного ведомства по спецоперациям Майк Шихан заявил, что не исключает возможности проведения военной операции в Мали, подчеркнув важность координации действий с Бамако. Франция со своей стороны изъявила готовность оказать всестороннюю помощь западноафриканским государствам в осуществлении миротворческой миссии, не прибегая к прямому военному вмешательству.
Между тем, экстремистские группировки продолжают шантажировать соседние государства, захватывая заложников и совершая нападения на мирные города. На днях радикальные исламисты из "Движения за джихад в Западной Африке" ("Mujao") объявили о казни алжирского дипломата, находившегося с апреля в заложниках. Согласно заявлению организации, вице-консул Алжира Тахар Туати был казнен в связи с истечением ультиматума, выдвинутого неделю назад боевиками властям страны с требованием освободить трех исламистов, арестованных 15 августа.
В нынешней ситуации правительство и плохо оснащенная армия Мали могут только сохранять статус-кво, пытаясь выиграть время. Исполнительная власть сейчас сосредоточена в руках временного правительства, назначенного 21 августа (законно избранный президент Амаду Тумани Туре был изгнан из страны еще в марте).
Даже в том случае, если политическое решение о восстановлении целостности страны будет принято новым руководством, его осуществление вряд ли будет возможным без оказания помощи извне. Страны Западной Африки уже изъявили готовность предоставить около 3 тыс. солдат для проведения антитеррористической операции на Севере Мали, но для принятия окончательного решения по этому вопросу потребуется пройти целый ряд согласований.
Совет безопасности ООН не торопится с решением этой проблемы, ограничиваясь формальными заявлениями, призванными заклеймить исламистов. Однако времени для принятия решений остается не так много: численность экстремистских группировок продолжает расти, а правительство Мали по-прежнему демонстрирует свою беспомощность перед лицом радикального ислама.
Читайте также:
Дюма, Дамаск, Даллас и проклятие 33 параллели
США устали наводить порядок в Афганистане
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.