Бразильское правительство начало крупномасштабную военную операцию "Агата 5" на границе с Боливией, Парагваем, Аргентиной и Уругваем. По официальной версии, ее цель — борьба с организованной преступностью и наркотрафиком. Однако многие эксперты полагают, что речь идет о военных учениях и страна заявляет о своих империалистических претензиях.
Инициатором операции выступила президент Дилма Руссеф. Войска начали выдвижение 6 августа и будут оставаться в приграничных районах в течение 20-30 дней. Группировка составляет около 9 тысяч военнослужащих, оснащенных боевыми вертолетами, патрульными катерами, истребителями и бронетехникой. Военно-морской флот направил в реки бассейна Ла-Плата около 30 кораблей — в том числе три военных и госпитальное судно. ВВС участвуют в учениях эскадрильей истребителей F5 и Super Tucano с привлечением самолетов-радаров и беспилотных летательных аппаратов.
Читайте также: Аргентина - из кризиса в ритме танго
Армия будет патрулировать границу протяженностью около четырех тысяч километров в штатах Рио-Гранде-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана и Мату-Гросу-ду-Сул от города Фос-ду-Игуасу (Парана) до города Корумба (Мату-Гросу-ду-Сул), где регистрируется много правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия.
"Это военная операция, направленная, прежде всего, на подавление преступности", — сказал BBC министр обороны Бразилии Селсу Аморин. В этих отдаленных районах предполагается работать по трем направлениям: прямые репрессивные действия против преступности, укрепление правительственных учреждений и поддержка местных жителей медицинской помощью и культурными мероприятиями. Несмотря на сугубо "внутреннее" обоснование, некоторые эксперты считают, что главная задача этих военных учений — послать миру сигнал о том, что Бразилия, имея лидирующие экономические позиции в регионе, является гарантом его стабильности.
"Есть подсознательное послание, что Бразилия рассматривает вопрос увеличения обороноспособности и улучшения регионального баланса сил", — полагает эксперт из Университета Кандидо Мендес Паулу Веласко. "Бразилией нельзя пренебрегать. Как гарант стабильности в регионе, она должна иметь военную силу, соответствующую своей дипломатической стратегии", — цитирует Мендеса ВВС. Страна ставит перед собой задачу сдерживания потенциального агрессора, который может покуситься на ее природные богатства, прежде всего, на нефть на шельфе. Учитывая мировые тенденции, это вполне возможная перспектива.
Бразилия в последнее время стремится развивать свою оборонную промышленность и ее мощности — например, она закупила французские подводные лодки Scorpene (аналог российской "Амур") и транспортные вертолеты. Переговоры на приобретение 36-ти истребителей нового поколения, начатые во время правления Луиса Инасио "Лула" да Сильвы, были Руссеф приостановлены, но, судя по ее настроению, возобновятся. По данным SIPRI, в 2011 году страна по затратам на оборону находилась на десятом месте в мире с 35-ю миллиардами долларов (1,6 процента от ВВП).
Тем не менее, высокая концентрация войск на границе может быть расценена соседними странами как угроза. "Соседние страны могут интерпретировать операцию как демонстрацию силы. Она имеет символику и масштабы, которые могут быть поняты именно так", — считает профессор Государственного университета Сан-Пауло (UNESP) и президент Бразильской ассоциации оборонных исследований (ABED) Сэмюэл Алвес Соареc.
По словам Соареса, особенно это относится к новому руководству Парагвая, которое находится в политической изоляции после сомнительного импичмента экс-президента Фернандо Луго. Месяц назад совместные действия президентов Дилмы Руссефф, Кристины Фернандес де Киршнер и Хосе Мухики привели к приостановлению членства страны в МЕРКОСУР. Соарес полагает, что определенные круги в Парагвае воспринимают эти маневры как проявление "бразильского империализма". Это так — но с другой стороны, это обнадеживающий сигнал для тысяч бразильских граждан (brasiguayos), которые переехали в Парагвай, приобрели земли в приграничных районах, но находятся под угрозой выселения.
Однако министр обороны Бразилии опроверг такие предположения. "Все соседи были заранее оповещены, проинформированы и получили предложения направить своих наблюдателей", — сказал Аморин в понедельник на заседании ABED. По его мнению, среди стран блока на этот счет нет недомолвок. При УНАСУР (политический аналог МЕРКОСУР) создан Южноамериканский совет обороны, в рамках которого согласовываются все подобные операции. Например, те, что были проведены на границе с Венесуэлой и Колумбией, прошли весьма успешно.
Можно сделать вывод, что все названные стратегические моменты в операции Бразилии присутствуют. И борьба с преступностью — особенно учитывая приближающиеся большие спортивные события: ЧМ по футболу-2014 и Олимпиаду-2016, и амбициозное "послание миру", и региональная интеграция, и защита своих граждан в сопредельных странах. Седьмая экономика в мире и член БРИКС хочет поддерживать свой авторитет в военной области, тем более, что средства позволяют.
Читайте также: Фавелы Рио: преступный мир правит бал
Но есть два "но". Во-первых, местные жители говорят, что когда операция заканчивается, преступники возвращаются. Во-вторых, бразильское правительство использует в полицейских операциях армию — практика, признанная порочной во всем мире. Да, везде есть своя специфика. На восстановление преступной сети потребуется много сил и времени, кроме того, подобные операции укрепляют государственные структуры, в том числе полицию, которая пока слаба и коррумпирована, а территории, контролируемые наркобандами, представляют собой государства в государстве.
Только армия способна им противостоять. Не случайно армейские подразделения с участием вертолетов и танков зачищали даже фавелы Рио. Поэтому их применение — пока что единственно разумный и действенный вариант борьбы с наркотрафиком.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.