В Ираке усиливается противостояние между шиитами и суннитам, во многом спровоцированное недальновидной политикой премьера Нури аль-Малики. Июль стал самым кровавым месяцем 2012 года: теракты, направленные главным образом против шиитского населения и силовых структур, унесли жизни более 300 человек. Так сунниты мстят за попытку отстранить их от дел.
После завершения вывода американских войск в декабре 2011 года правительство предприняло ряд шагов, направленных на отстранение мусульман-суннитов от участия в политической жизни страны. 31 декабря Багдад праздновал освобождение иракского народа от военного присутствия США. На улицах столицы царило всеобщее ликование, а премьер министр Нури аль-Малики приветствовал начало новой эры независимости Ирака. "Мы снова обретаем суверенитет. Отныне мы будем называть 31 декабря днем Ирака. Для всех сограждан это национальный праздник!", — цитируют слова иракского премьера Euronews.
Читайте также: Кого боятся американцы: список Госдепа
В последнее время отношения между Вашингтоном и Багдадом были довольно натянутыми. США, обремененные военными расходами, поспешили вывести свои войска после затяжной семилетней военной кампании. На деле это означало, что американцы бросили своих союзников на произвол судьбы в момент, когда ситуация в стране еще не стабилизировалась.
Теперь шиитские политики укрепляют свои позиции во властных структурах; в то же время начались повсеместные преследования инакомыслящих. Еще 19 декабря был выдан ордер на арест суннита Тарика аль-Хашеми, занимавшего в то время пост вице-президента. Его обвиняли в причастности к организации эскадрона смерти, целью которого была ликвидация руководителей силовых ведомств. На тот момент в самом Ираке мало кто сомневался в политической подоплеке судебного дела. Однако сам аль-Хашеми не стал дожидаться, пока его арестуют, и покинул страну.
Между тем, напряженность в Ираке день ото дня только возрастала. Правительство приказало выдвинуть бронетехнику к домам некоторых неугодных суннитских политических деятелей. Тысячи недовольных суннитов вышли на улицы столицы, чтобы выразить свой протест против преследований вице-премьера Салеха аль-Мутлака и Тарика аль-Хашеми.
Еще в декабре 2011 года международные эксперты высказывали серьезную обеспокоенность тем, что усугубляющийся политический кризис в Ираке может вызвать волну насилия на религиозно-этнической почве. Инициированная руководством кампания против суннитского меньшинства неминуемо должна была спровоцировать радикалов на развязывание войны. Весной-летом 2012 года худшие ожидания подтвердились: экстремисты начали каждый день устраивать теракты в Багдаде и за его пределами. Террористы предпочитают использовать машины, начиненные взрывчаткой, что приводит к многочисленным жертвам среди мирного населения. Самые кровавые террористические акции были совершены 23 июля в Багдаде и его пригородах, в северном городе Киркук и в северо-восточной провинции Дияла. "Тем временем террористическая организация "Аль-Каида" в аудиообращении, опубликованном на одном из экстремистских сайтов, заявила, что начинает новую стадию терактов в Ираке, целью которых станут судьи и следователи", — отмечает портал News.ru.com.
Июль оказался самым кровопролитным месяцем для охваченной смутой страны за последние два года. Согласно официальным данным, за месяц в Ираке в результате различных атак погибли 325 человек. На увеличение смертельных инцидентов влияет не только растущая внутриполитическая напряженность, но и нестабильность в соседней Сирии, отмечает израильский "Курсор".
Официальная реакция Вашингтона на трагические события в Ираке не заставила себя долго ждать. Соединенные Штаты осудили атаки, однако отметили, что, несмотря на этот регресс, сейчас там гораздо меньше насилия, чем раньше. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил, что силы безопасности Ирака прошли подготовку и способны обеспечивать собственную безопасность.
В реальности оптимистичные высказывания дипломатов совершенно не отражают истинного положения дел в стране, раздираемой межэтническими противоречиями. Последние события демонстрируют слабость правительства Ирака и неспособность армии и полиции обеспечить контроль над вооруженными группировками, совершающими дерзкие нападения в самом центре столицы. Не стоит забывать и о проблеме Иракского Курдистана, который получил широкую автономию в 2003 году после свержения Саддама Хусейна.
Читайте также: Саид Гафуров: Асад выиграет любые выборы
Сейчас перед правительством Ирака стоит непростая дилемма: или попытаться подавить очаги сопротивления силой, или, напротив, приложить дополнительные усилия для достижения компромисса с политическими оппонентами, тем самым ослабив поддержку суннитами экстремистских организаций, близких к "Аль-Каиде". Однако плохо организованная местная полиция и армия оказалась совершенно неспособной противостоять угрозам XXI века. Несмотря на то, что организация "Исламское государство Ирак" объявила открытую войну правительству, силовики до сих пор ничего не сделали для того, чтобы хоть как-то ослабить натиск экстремистов, безнаказанно продолжающих совершать вылазки и в первых числах августа.
В этих условиях все больше возрастают риски повторения в Ираке гражданской войны, разразившейся в 2005–2007 году и унесшей жизни более 50 тысяч человек. Именно такую цену пришлось заплатить иракскому народу за свержение диктатора Саддама Хуссейна, которое стало возможным только благодаря вторжению американской армии.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.