Как вы отнесетесь к факту, если рядом с вами поселится любитель пострелять с собственным домашним арсеналом? Скорее всего, вам будет как-то не по себе. А как может Россия относиться к размещению на территории ближайшего соседа, Польши, военной базы США? Наверное, так же. Что неудивительно: каждая страна думает о безопасности собственных граждан.
Военно-воздушные силы США в ближайшее время разместят в Польше группу из 10-20 солдат. Это делается в рамках развертывания системы ПРО в Европе. Солдаты будут дислоцироваться на постоянной основе. Как сообщил Томаш Семоняк, министр обороны Польши, после очередного визита в Вашингтон, первая партия американских солдат может прибыть в Польшу уже в октябре-ноябре. "Надеюсь, что этот небольшой шаг будет важен политически", — сказал министр.
Читайте также: Москва, Минск и Астана закроют небо щитом
Как известно, элементы системы ЕвроПРО планируют разместить на территории Польши уже в 2018 году. ЕвроПРО является одним из главных камней преткновения в отношениях России и США. Россия неоднократно называла планируемое развертывание системы ПРО опасным занятием, которое противоречит дружеским отношениям двух стран. Россия и НАТО на лиссабонском саммите в 2010 году договорились о сотрудничестве по данному проекту, но США не предоставила никаких юридических гарантий того, что эта система не будет нацелена против сил ядерного сдерживания России.
На первом этапе предусмотрено размещение в Турции компонентов противоракетной обороны, уже доказавших свою эффективность, в частности, системы морского базирования Aegis, а также радарной станции обнаружения AN/TPY-2. Вторая фаза должна завершиться к 2015 году, а третья — к 2018-му. Вторая фаза предусматривает размещение мощных противоракет SM-3 наземного и морского базирования, а третья — размещение новейших ракет-перехватчиков SM-3.Четвертая фаза создания системы должна завершиться в 2020 году размещением модифицированных ракет SM-3 и доведением корабельной группировки ПРО до 40 единиц и сотни противоракет.
Именно третья и четвертая фазы вызывают у России большие опасения. В ответ на это Россия намерена предпринять ряд мер дипломатического и военно-технического характера. Москва будет учитывать факт высадки на территории Польши авиационного подразделения США в своих отношениях с Америкой и в определении потребностей нацобороны — об этом заявил представитель МИДа России Александр Лукашевич. Также он сообщил, что российская сторона "потребовала дополнительную информацию у своих американских коллег, чтобы точно понимать картину произошедшего.
Как сказал Лукашевич, Россия рассматривает "это значительное в военном отношение размещение через призму обязательств по акту о взаимоотношениях НАТО и России от 1997 года, касающегося отказа от размещения на постоянной основе дополнительных боевых сил"."Надеемся, что Соединенные Штаты проявят сдержанность на территориях стран членов НАТО", — заявил Лукашевич.
Так чего же добивается Америка? Ответ очевиден — тотального контроля. Массированное наращивание военного потенциала позволит Вашингтону в недалеком будущем перейти к доктрине "сдерживания России", затем же от доктрины "сдерживания" — к доктрине "принуждения". Сущность ее проста — опираясь на свою военную мощь, заставить Россию, а также ряд других государств, не вписавшихся в американскую политику, подчиниться господству Штатов. Цель США — не допустить возрождения России, что может, по мнению американского руководства, помешать реализации планов страны по установлению мирового господства.
Америка активизировала критику внешней и внутренней политики российского руководства. В адрес России звучат обвинения в отходе от демократии, нарушении прав человека в России, ущемлении свободы слова, использовании энергетического шантажа, коррупции на всех уровнях, проведении имперской политики в отношении к государствам постсоветского пространства и т. д.
Белый Дом рассматривает вопрос формирования на территории СНГ региональных систем безопасности с целью контроля над добычей углеводородного сырья, предотвращение появления региональных систем безопасности, подготовки контингентов вооруженных сил государств СНГ для проведения совместных операций в зоне конфликтов. Своим активным участием в формировании разных систем безопасности, в частности и ПРО, США планирует достичь экономического, политического и военного доминирования.
Известный эксперт в сфере российско-американских отношений Дэвид Холлоуэй, профессор Стэнфордского университета, считает, что для движения в направлении взаимного сотрудничества в ПРО, необходимо решить такие ключевые вопросы, как:
— Вопрос общего будущего. Сотрудничество требует, чтобы видение совместного будущего было детально разработано, однако это может произойти лишь при взаимном доверии.
— Вопрос взаимного доверия, состоящий в определении его уровня, необходимого для подобного сотрудничества.
— Поиски взаимного компромисса. Сотрудничество будет полезным и достижимым, если компромиссы будут согласованными. Достижение согласия потребует того, чтобы обе стороны хоть частично отошли бы от своих позиций.
— Вопрос достижения равенства — ключевого фактора в переговорах. Необходимо искать компромиссы по темпам и конфигурации строительства ЕвроПРО, которые могут затрагивать безопасность России.
Однако создается впечатление, что обе стороны, выступая на публике за сотрудничество, на деле либо плохо слышат, либо вовсе не хотят слышать друг друга. Возможно, дело в непродуманности и поверхностной проработке предложений. Российское руководство много раз заявляло своим партнерам, что их предложения должны быть предметом для налаживания диалога и обсуждения, а не требованиями их безоговорочного принятия. Но диалога пока не выходит.
Нельзя не согласиться с замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым, который заявил о необходимости совместной работы технических экспертов. Это позволит прояснить ряд крайне важных технических моментов, препятствующих достижению военно-политических договоренностей. В период предвыборной президентской кампании, которая проходит в США, трудно поверить в какой-либо прогресс в переговорах. Тем более что республиканские консерваторы сделали ПРО чуть ли не главным пунктом обеспечения военной безопасности своей страны, напрочь отрицая возможность сотрудничества с Россией. Но вне зависимости от того, кто станет президентом США, вопрос о ПРО все равно придется решать.
Остается надеяться, что возобладает здравый смысл, и заинтересованные стороны вернутся к диалогу. Активное вовлечение в данный процесс экспертного и научного сообщества будет способствовать прогрессу. В случае достижения договоренностей Россия имеет, что предложить своим западным партнерам. Позвольте не согласиться с утверждениями некоторых экспертов о том, что Россия не способна внести вклад в противоракетную оборону. Россия обладает хорошим потенциалом мониторинга ракетных угроз, их раннего предупреждения и перехвата боевых ракет. Этот потенциал при условии модернизации и согласовании процедур управления видится менее затратным и взаимовыгодным. Выход из тупиковой ситуации, связанной с ПРО, дает преимущества не только в научно-технологическом и военно-политическом плане, но также и в экономическом, что важно в условиях мирового финансового кризиса.
Читайте также: Российская ПВО продвигается на Запад
Есть и сторонники более радикальных мер. Военный публицист, капитан запаса Владислав Шурыгин уверен, что на очередной демарш американцев нужно отвечать жестко. Главным козырем России в диалоге с США по ПРО может стать только успешная программа строительства новых ракетных комплексов. Россия должна сейчас печь ракеты как пирожки, считает Шурыгин. Это заставило бы США задуматься о целесообразности развертывания ПРО. Мнений много, но ясно одно — Россия должна предпринимать более решительные шаги, иначе однажды она окажется со всех сторон окруженной чужими военными базами.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.