Авария на атомной электростанции "Фукусима-1" была "огромным бедствием, вызванным человеческой ошибкой, которую можно было предвидеть и избежать", — говорится в докладе парламентской комиссии, расследующей причины катастрофы, произошедшей после землетрясения и цунами 11 марта 2011 года. Это уже третий отчет о причинах катастрофы. В первом владелец станции во всем винит цунами, во втором парламентарии грешат на владельца, а в третьем "Гринпис" говорит о сговоре правительства Японии с регуляторами отрасли.
"Очевидно, что это катастрофа, вызванная человеческим фактором. Предыдущее и нынешнее правительства, регулирующее органы и оператор Tokyo Electric Company (TEPCO) не выполнили своего долга по защите жизни человека и общества", — сообщает доклад, опубликованный 5 июля на 641 странице и очень критичный в отношении бывшего премьер-министра Наото Кана.
"Мы считаем, что основные причины находятся в системах организации и регулирования, которые исходили из ошибочной логики в принятии решений и неправильных действиях, а не в конкретном человеке", — пишут авторы доклада. По их мнению, главная ошибка состояла в том, что регуляторы (госучреждения, осуществляющее надзор) не ввели международные стандарты безопасности. "Мы констатируем невежество и самонадеянность, которые недопустимы при работе в ядерной энергетике", — говорится в докладе.
Читайте также: Япония: прощай, атом - здравствуй, уголь?
Доклад также констатирует, что множество ошибок было совершено на самой станции по причине халатности ее администрации. Хотя компания TEPCO и заявляла, что станция способна выдержать сильные сейсмические удары и реакторы не пострадали после толчка в девять баллов по шкале Рихтера, однако нельзя исключать, что первый реактор уже имел повреждения после землетрясения и был разрушен в результате удара цунами, констатирует доклад.
Документ подписали десять специалистов частных исследовательских институтов, которые опросили 1167 человек для выяснения причин ядерной катастрофы. Эксперты отмечают, что атомные электростанции Японии "удивили" их своей беззащитностью перед человеческими ошибками, не говоря уже о природном факторе. Они подчеркивают, что представители атомной энергетики лоббировали в правительстве свои интересы и поддерживали веру в "миф о ее безопасности".
Надо сказать, что исследование причин катастрофы, сделанное по заказу владельца "Фукусимы-1" — энергетической компании TEPCO, по всем пунктам оправдывает ее действия. Однако опросы работников станции показывают, что руководство компании дало приказ на эвакуацию всего персонала, которая была остановлена только после вмешательства на самом высоком уровне. И после аварии действия оператора не раз подвергались критике за отсутствие четкого плана действий и нерешительность. Неслучайно станция "Фукусима-1" в июне была национализирована.
Читайте также: Япония отдает России Хоккайдо?
Есть еще доклад специалистов "Гринпис", опубликованный 6 марта, и в нем тоже ни слова не говорится о "несчастном случае в результате природной катастрофы". "Гринпис" указывает на три главных причины аварии. Первая — это несовершенные реакторы раннего поколения (1960-х годов) версии Mark 1, тип реакторов на кипящей воде со слабой системой безопасности. Вторая — фальсификация отчета TEPCO в 2006 году, который Агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) одобрило, продлив срок эксплуатации станции на 10 лет. Третья — реальные риски были известны, но японские власти и оператор их игнорировали, вступив в сговор.
Публикация доклада японских парламентариев совпала с запуском третьего блока АЭС "Ои" — первого из 50 реакторов выведенных из эксплуатации после аварии на "Фукусима-1". Все они проходят проверку на надежность и безопасность. Это огромные энергетические потери для Японии, чья ядерная энергетика обеспечивала 30 процентов потребностей в электроэнергии.
Шесть реакторов на "Фукусима-1" были сильно повреждены после землетрясения и цунами, разрушивших их системы охлаждения, что привело к выбросу радиоактивной воды. Около 80 тысяч человек эвакуированы в радиусе 20 километров из-за повышения уровня радиоактивности. Считается, что сложная и опасная операция по удалению поврежденного топлива и демонтаж станции может занять около четырех десятилетий.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.