28 июня Сербия отметила день Святого Вида — дату битвы на Косовом поле в 1389 году. Страна его встречает с новым президентом — Томиславом Николичем. Он сумел стать руководителем своей страны только с пятой попытки. Его настойчивость в этом смысле достойна похвалы. Впрочем, едва ли ему можно позавидовать. Слишком тяжелое наследство получил он.
Томислав Николич родился 15 февраля 1952 года в городе Крагуевац в центральной Сербии. Редкое для современного европейского политика явление — у него нет высшего образования. Он окончил техническое училище, получив специальность строителя. В 1971 году Николич учился на юридическом факультете университета Крагуеваца, однако бросил, предпочтя работу на стройках югославского социализма.
Николич не был функционером Союза коммунистов Югославии, что не мешало ему двигаться по карьерной лестнице. Уже в возрасте 26 лет он возглавил инвестиционный отдел строительной компании "22 декабря" и проработал в ней до 1990 года. Николич руководил прокладкой тоннелей на дороге из Белграда в черногорский порт Бар. В 1990–1992 годы. будущий президент возглавлял управление городского хозяйства Крагуеваца.
Читайте также: Борис Тадич ушел, но обещал вернуться
В начале 1990-х годов Югославия распалась, погрузившись в пучину страшных войн. Оставаться вне политики для строителя и "главного по ЖКХ" в провинциальном городе стало невозможно. В 1990 году Николич вступил в Народную радикальную партию, которая стала одной из составляющих возникшей год спустя Сербской радикальной партии (СРП). Эта организация выступала с позиций национализма, за воссоединение с Сербией населенных сербами земель Хорватии и Боснии.
Партию возглавил "политический отец" Николича — Воислав Шешель. Будущий узник Гаагского трибунала много советовал своему не слишком искушенному в политике соратнику, какие книги читать, чтобы преуспеть в новом для него деле. И Николич вполне прилежно учился, проявив неплохие способности и чутье. Он стал вторым после Шешеля человеком в партии.
В 1992 году Радикальную партию ждал успех. В условиях международных санкций против Союзной Республики Югославия (СРЮ; в нее входили Сербия и Черногория), войн в Хорватии и Боснии у многих сербов проснулись патриотические чувства. СРП заняла второе место, уступив только социалистам Слободана Милошевича. Николич становится не просто депутатом Скупщин Сербии и Югославии, а руководителем фракции радикалов.
В 1992–1998 годах Николич сосредоточился на депутатской деятельности. В отличие от Шешеля, лично воевавшего в Хорватии и Боснии, будущий президент ограничился политическим патриотизмом. Радикалы выступали в качестве патриотической оппозиции Милошевичу, упрекая его за предательство хорватских и боснийских сербов. В 1995 году Николич вместе с Шешелем даже провел три месяца в тюрьме за излишне жесткие нападки на Милошевича.
В 1998 году тучи над Югославией начали сгущаться еще больше. НАТО открыто угрожала сербам бомбардировками, если те не прекратят "слишком жестоко" подавлять выступления албанцев в Косово. В таких условиях СРП идет на союз с Милошевичем. Николич входит сначала в правительство Сербии, а затем — Югославии, став вице-премьером. На этом посту он встретил натовские бомбардировки весны 1999 года.
Читайте также: Сербия повернулась лицом к России и Косову
Последующие полтора года радикалы пребывали в состоянии полуоппозиции. Они критиковали Милошевича за уход из Косова, но из правительства не ушли из патриотических соображений. Осенью 2000 года прошли досрочные выборы президента Югославии. Кандидатом от радикалов, практически не имевших шансов на успех, стал Николич. Он занял третье место, получив только шесть процентов голосов.
5 октября 2000 года Милошевич был свергнут в результате "бульдозерной революции", а новым президентом СРЮ стал Воислав Коштуница. Однако он не сумел остановить процесс "дораспада" страны. Черногория взяла курс на отделение, чему радикалы пытались безуспешно противиться. С 2003 года СРЮ превращается в конфедерацию Сербии и Черногории, которая прекратит существование в 2006 году.
Николич и радикалы после прихода Коштуницы ушли в оппозицию. В 2003 году Шешель сдался Гаагскому трибуналу, и Николич стал фактически руководителем партии. Он сосредоточился на борьбе за пост президента Сербии. В том же году он получил наибольшее число голосов, но выборы отменили из-за низкой явки избирателей. Дальше же началась повторяющаяся история.
На парламентских выборах 2003 и 2007 годов Радикальная партия во главе с Николичем занимала первое место, однако правительство в итоге формировали прозападные демократы. В мае 2007 года Николич несколько дней исполнял обязанности председателя Скупшины как лидер победившей на выборах партии, но вынужден был покинуть пост и уйти в оппозицию. Ни премьером, ни председателем парламента ему было стать не суждено.
Читайте также: Они делают историю: Борис Тадич
Но вот президентом… В 2004 и 2008 годах повторялась одна и та же история. Николич выигрывал первый тур выборов, однако во втором уступал с небольшим преимуществом лидеру прозападной Демократической партии Борису Тадичу. Все, что оставалось Николичу, — критиковать противника за сдачу сербов в Косово, за излишнее увлечение идеей интеграции страны в ЕС и недостаточное развитие отношений с Россией. За провалы в экономической политике…
Однако будучи патриотом, Николич не стал противником вступления в Евросоюз. Просто он говорил, что нельзя платить за "европейскую конфетку" независимостью Косова. В результате в Радикальной партии произошел раскол. Менее антизападные деятели во главе с Николичем осенью 2008 года покинули ее ряды и создали Прогрессивную партию. Она выступала за православие, союз с Россией, борьбу за Косово, но в то же время не против приема в ЕС.
Похоже, умеренный патриотизм был сербскому избирателю ближе, чем радикальный антизападный. Все-таки сотни тысяч сербов работают в Германии, Австрии, Швеции… Николич, не будучи противником евроинтеграции, но оставаясь патриотом, сумел все-таки одолеть Тадича. В первом туре 6 мая 2012 года он уступил своему давнему противнику, а спустя две недели Николич с пятой попытки стал президентом.
Читайте также: Они творят историю: Хашим Тачи
Наследству, полученному Николичем, не позавидуешь. Главная его головная боль — проблема Косова. Вдобавок ко всему безработица составляет 24 процента, экономика так и не оправилась от последствий войн и бомбардировок. Как одновременно окончательно не потерять Косово, войти в ЕС и сблизиться с Россией? Это практически невозможно. Но если Николич все-таки сумеет невозможное, он превратится в настоящего политического волшебника. В спасителя Сербии.
Но если человек с пятой попытки все-таки стал президентом — значит, способен он на многое…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.