После того как президент Бразилии Дилма Русеф обвинила США в организации "денежного цунами" и в "безрассудной" экспансионистской монетарной политике, приводящей к валютным войнам и разорению национальной промышленности, она в воскресенье прибыла в Вашингтон с ответным официальным визитом. После таких заявлений западные СМИ постарались представить визит чистой формальностью, без особых ожиданий с обеих сторон.
Подчеркивалось, что Обама занят избирательной кампанией, а Русеф не имеет иллюзий в отношении поддержки ее главной цели — принятии Бразилии в постоянные члены СБ ООН. Однако подтекст визита просматривается четко и состоит в том, что никогда ранее США не нуждались так в Бразилии, и никогда ранее Бразилия не была так независима от США. Во время визита Дилма все время проводила параллели с БРИКС. Сложилось впечатление, что этот союз ее волнует гораздо больше, чем отношения с США. О больших разногласиях говорит подмеченный газетой New York Times нюанс, что Дилма и Обама после встречи в овальном кабинете "не обменялись ни единым взглядом".
Возмущение денежной политикой США, высказанное Русеф на мартовском саммите БРИКС, вполне справедливо. "Решение США оставить ставки по кредитам около нуля привело к наплыву спекулятивных денег. И в первую очередь, эта проблема затронула развивающиеся страны, где местная валюта оказалась переоцененной. Это привело к тому, что многие предприятия стали неконкурентоспособными. Таким образом, монетарная политика американских властей препятствует экономическому росту в развивающихся странах", — заявила Дилма на пресс- конференции после встречи с президентом США .
Президент пояснила, что Центральный Банк Бразилии вынужден скупать доллары, тем самым кредитуя американскую экономику. Однако добиться желаемого — снизить курс реала по отношению к доллару (30 процентов роста за последние два года) и простимулировать своих экспортеров, не удается. Обама, судя по словам Русеф, частично согласился с претензиями, но у него нашлись свои.
Они состоят в том, что Дилма даже не упомянула об искусственном занижении курса юаня Китаем, что, по мнению Обамы, ведет к занижению цен на китайские товары. Однако, Русеф не согласилась с возложением на Китай ответственности за валютные войны. "Соединенные Штаты являются страной — эмитентом валюты, а вклад Китая отличается тем, что он привязывает свою валюту к доллару", — заявила Русеф. По ее мнению, именно страны-эмитенты обязаны регулировать налоговую политику в мире.
Читайте также: Они делают историю: Дилма Русеф
"Никто не может сказать: "Все шагают не в ногу, один я (США) в ногу". Неверно и обратное выражение: "Все в ногу, а один (Китай) не в ногу", — сказала Русеф, намекая на противостояние США-Китай. Ее позиция вполне понятна — Китай является главным торговым партнером страны и основным направлением бразильского экспорта, прежде всего продукции животноводства и сельского хозяйства.
Очевидно, что экономика Бразилии больше не нуждается в американских кредитах. А в США, наконец, поняли, что в "горячем" южном соседе, где средний класс потребляет все больше, можно найти сбыт своим товарам. Реальная повестка дня была составлена именно в этом направлении. Дилма привезла с собой бизнесменов и попыталась представить Бразилию как "страну новых возможностей" для американского бизнеса, однако не все так просто. Бразилия хочет долгосрочных, а не спекулятивных инвестиций.
Читайте также: Посол Ирана "открыл глаза" Бразилии
Несмотря на то что главным вопросом был вопрос противостояния кризису и взаимные претензии в этой области, с политической точки зрения, тоже просматривалось несовпадение позиций по многим вопросам. Госдепартамент не устраивает политическая линия Бразилии, ее готовность "дружить" со всеми. Обама хотел бы, чтобы Дилма поддержала внешнеполитическую идею США, а именно: обоснование вмешательства в дела другой страны под лозунгом "Обязанность защищать" ("Responsibility to Protect" — "массовые преступления в одной стране — дело всех стран").
Однако Дилма предложила свою — под названием: "Ответственность при защите" ("Responsibility while Protecting"). Именно с этой позиции она не поддерживает санкции США против Сирии и Ирана. Русеф вполне логично и справедливо полагает, что США проявляют недостаточную ответственность, "защищая" мир от иранской ядерной угрозы и сирийцев от диктатора Асада.
Читайте также: ЦРУ заражает раком лидеров Южной Америки?
Совершенно расходятся позиции и по отношению к Кубе. Русеф категорично заявила, что шестой саммит Америк (34 страны континента) 14-15 апреля в Картахене-де-лас-Индиас (Колумбия), без Кубы пройдет в последний раз. Такие политические расхождения, по мнению бразильских СМИ, обусловили отсутствие в повестке дня и вопроса о долгосрочном соглашении по этанолу, и о совместных разработках нефтяных месторождений на бразильском шельфе, и о модернизации Вооруженных сил, чтобы "сравняться с БРИКС".
США все еще пытаются понять, Бразилия — союзник или конкурент? Недавняя отмена контракта на поставку 20 самолетов Super Tucano для ВВС США под смешным предлогом "ошибки в расчетах" говорит о том, что преобладает вторая точка зрения. И пока Бразилия не станет союзником, а при Дилме этого не произойдет, США не поддержат стремление Бразилии стать постоянным членом СБ ООН. Единственный реальный итог встречи — это договор о сотрудничестве в области программы "Наука без границ", предусматривающий совместные научные исследования и увеличение квоты на обучение бразильцев в вузах США.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.