Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) провели в конце марта встречу на высшем уровне в Нью-Дели, которая может рассматриваться началом нового мирового финансового и политического порядка. Через пять лет мы не узнаем этот мир. Англо-саксонская модель управления миром, процветавшая в 90-е годы, сдает свои позиции, на смену ей приходит китайско-российская. Юань вплотную подошел к мировому признанию, а с принятием в СБ ООН Бразилии и Индии Запад потеряет и политическую гегемонию.
В 2008 году практика Уолл-стрит по надуванию финансовых пузырей в союзе с конгрессом США привела неолиберализм к краху. Поскольку западные политики не смогли выстроить сколь-нибудь внятную модель его реанимации, финансовый кризис плавно перетек в политический. Если уже президент Обама громогласно призывает вернуть в страну промышленность, то о каком последующем процветании США может идти речь? Глобализированная экономика уже давно плавно переместила производство в Китай, Индию, Бразилию, где рабочая сила на порядок дешевле, а налоговое и другие законодательства гораздо мягче. И пока не видно причин, по которым Обама вернет его в США.
В этом году страны БРИКС обеспечат 56 процентов прироста мирового ВВП, в то время как на долю семи самых богатых (G7) придется только 9,5. В 2035 году БРИКС по экономическому потенциалу обгонят G7. Объем торговли внутри блока вырос с 27 миллиардов долларов в 2002 до 250 в 2011 году.
Читайте также: Китай: против БРИКС и против США
Основные интересы группы состоят в необходимости изменения настоящего мирового порядка, который базируется на мировом лидерстве США и лидирующего положения доллара как главной мировой валюты. Этот порядок был утвержден соглашениями в городе Бреттон-Вудс в 1944 году, когда подходила к концу Вторая мировая война. Союзники США в Европе паниковали перед неизбежным распространением советского социализма и с радостью спрятались под крылышко экономически мощного соседа по Атлантике.
Экономическое обоснование сотрудничества стран БРИКС понятно уже сегодня, но все больше обнаруживаются и серьезные политические точки соприкосновения. И здесь "рулит" Россия, ведь именно президент Медведев наиболее категорично призывает к политическому единству. Блок впервые ясно обозначил его по ливийскому вопросу.
Страны согласовано воздержались по голосованию резолюции 1973 в СБ ООН, а после начала военной операции выступили с критикой действий коалиции НАТО. Это единство можно охарактеризовать сегодня как "дружба против НАТО". Россия, несмотря на меньший вклад в мировую экономику (два-три процента из 18), расценивается перспективной для инвестиций за счет огромного потенциала потребительского рынка и устойчивого автономного роста.
ЮАР (39 процентов ВВП всей Африки южнее Сахары) вошла в блок по приглашению, чтобы сделать союз глобальным и построить "мост" к Бразилии. Кроме того, партнеры ЮАР по БРИКС получили выход на перспективный африканский рынок, что особенно важно для Бразилии и Китая.
На недавнем саммите в Нью-Дели было сделано два важных заявления. Первое — геофинансовое (об организации в перспективе совместного Банка Развития) и второе — геополитическое (осуждающее военную риторику и санкций Запада в отношении Ирана и Сирии). Надо отметить, что ведущие американские СМИ раздраженно прокомментировали эти заявления.
Читайте также: Чавес рискует повторить судьбу Каддафи
Financial Times, например, опубликовала на первой полосе статью под заголовком "Страны БРИКC просят больше власти в МВФ". Газета делает вывод о том, что если БРИКС не удастся сместить с места директора американца и поставить туда единого кандидата, то блок перестанет финансировать МВФ и сделает ставку на задекларированный в Нью-Дели Банк Развития. Американская пресса подчеркивает, что Банк Развития не составит конкуренцию МВФ. Странное заявление, если учесть, что один Банк развития Китая имеет капитал, в два раза больший, чем весь капитал МВФ.
Washington Post отметила оппозицию БРИКСвотношении Ирана и Сирии. Газета пишет, что "блок сделал важный геополитический ход", а именно: осудил военные угрозы в адрес Ирана и Сирии. По сути, были заявлены коллективные претензии в отношении санкций Запада, которые наносят ущерб торговле с этими странами. Это означает, что при негативном развитии событий позиция может принять более категоричный характер.
Об этом заявила президент Бразилии Дилма Руссеф, пообещавшая, что на следующем саммите G 20 в июле БРИКС "выступят с совместным политическим заявлением". Возможно, критики будет больше после окончания избирательной кампании в США. Руководители БРИКС не хотят прессовать Обаму, который для них более приемлем, нежели любой из республиканских "ястребов".
Читайте также: Они делают историю: Дилма Руссеф
Washington Post подчеркивает, что страны блока никогда не найдут общей для политического союза платформы. Газета приводит слова бывшего посла Индии в США Лалита Мансинха, который уверяет, что все страны союза "имеют проблемы с Китаем", и пугает тем, что "надо поразмышлять", прежде чем "бросить вызов США". Какие это проблемы, по его мнению? Пекин и Дели имеют сильные пограничные споры", а "Россия увеличивает военные расходы, чтобы противостоять Китаю". Возможно, можно добавить сюда и соперничество Бразилии и Китая в Африке и недовольство бразильцев экспансией китайских товаров.
Однако, во-первых, и страны НАТО не всегда приходят к консенсусу по всем вопросам, а, во-вторых, у каждой страны есть свои внутренние выгоды. Внешнеполитический фактор, который объединяет БРИКС, — это стремление отодвинуть доллар с лидирующих позиций, вытеснить США с Ближнего Востока, не дать деколонизировать Африку и лишить экономического, а значит и политического влияния в развивающихся странах. Именно на это будет работать Банк Развития, который предполагает создание кредитных линий в национальных валютах и финансирование развивающихся экономик.
Работа в этом направлении ужа начата, и Китай, и Россия за последние годы снизили свой национальный резерв в долларах, предпочитая вкладываться в другие активы. Все идет к тому, что через пять лет главной мировой валютой станет юань, а Китай — главным локомотивом мировой экономики.
Взаимный торговый оборот БРИКС за эти годы достигнет 500 миллиардов долларов при росте 28 процентов в год. БРИКС станет главным мировым игроком и на политической арене. В этом уверены все руководители блока. Так, Дмитрий Медведев заявил по итогам встречи в Нью-Дели, что "Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР должны трансформировать свой союз в полноформатный механизм международного влияния и перейти от обсуждения чисто экономических вопросов к выработке позиций по политическим вопросам".
Читайте также: Россию назначили главным врагом США
Медведев сообщил, что страны БРИКС не устраивает, что ООН используется для прикрытия действий по смещению неугодных режимов, и она будет выступать за включение своих партнеров в число постоянных членов Совбеза ООН. Ему вторит премьер-министр Индии Манмохан Сингх, заметивший, что " процветание БРИКС связано с геополитической ситуацией". Если Китай является экономическим, то Россия политическим лидером БРИКС. Эта "ось" вызывает серьезное опасение у Запада, и в дальнейшем через свои СМИ он будет всячески минимизировать успехи БРИКС, поскольку чувствует здесь угрозу.
"Давайте постараемся вернуть Москву в Европу", — гласит подзаголовок статьи в Financial Times. "Давайте укореним Россию в Европе и не будем поддерживать мутные идеи Москвы по поводу БРИКС как нового Интернационала", — призывает автор. Политические выгоды Бразилии и Индии тоже очевидны. Традиционно бывшие на обочине мировой политики, эти страны, наконец, получили возможность реализовать через БРИКС свои амбиции. Впервые о них заговорили как о гигантах не только регионального масштаба. Что касается ЮАР, то после ее вступления в союз впервые об Африке южнее Сахары перестали говорить как о " несчастной и бедной".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.