Переформатирование Африки продолжается. На севере расположенного в глубине континента Мали создано новое государство — Азавад. Туарегская проблема вспыхнула с новой силой после устранения Каддафи. Полковник был единственным правителем северной Африки, который умел договариваться с боевитыми кочевниками и даже предполагал для них широкую автономию.
Туареги являются одним из наиболее загадочных африканских народов. Причем "туареги" — это арабское название, означающее "отверженные", а самоназвание туарегов — "имошаг", что означает "свободные люди". Однако за пределами племени оно практически не используется.
Читайте также: Ливийские метастазы Мали
Этот кочевой народ живет на территории пяти африканских стран — на западе Нигера, на востоке Мали, на юго-востоке Алжира, на юго-западе Ливии и в северной части Буркина-Фасо. Это и есть так называемый регион Азавад. А общая численность народа превышает 5,2 миллиона человек. Фактически это союз племен, который, будучи объединенным единой целью, может без оглядки на местные режимы "пересмотреть" границы ряда государств.
Традиционно туареги находились на колониальных территориях Франции. Считается, что французы не имели на них особого влияния, хотя сумели подорвать влияние самих туарегов, чьи вооруженные отряды до прихода колонизаторов в значительной степени контролировали караванную торговлю окружающих народов. По сути туареги представляют собой племенную военную компанию, исторически специализирующуюся на контроле за коммуникациями в этом регионе.
Не сумев покорить туарегов, французы фактически превратили их в подвижную региональную бомбу, прочертив границы региона так, что земли воинственных племен распределились между несколькими произвольно созданными государствами. Туареги не раз поднимали восстания на территориях ряда африканских стран, их негласным куратором от Франции был полковник Каддафи.
Каддафи привлекал туарегов в качестве наемников для службы в собственных вооруженных формированиях. Учитывая, что территории этих племен простирались на районах целого ряда африканских государств, туареги были для претендента на создание панафриканского союза вождя неплохим рычагом воздействия на правительства этих стран.
Естественно, что устранение Каддафи должно было выпустить туарегского джина из ливийской бутылки. Способствовали этому репрессии со стороны ПНС Ливии против туарегов после поражения Ливийской Джамахирии в гражданской войне 2011 года.
Тысячи служивших в ливийской армии туарегов направились в Северный Мали, прихватив с собой оружие. Динамика последующих событий указывает на то, что туарегам отводится особая роль по переформатированию Северной Африки. Уже в октябре 2011 года было создано Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА, MNLA).
Организацию возглавил туарег и полковник ливийской армии Мухамед аг-Наджим, и очень скоро она начала выбивать малийские гарнизоны из городов Азавада. А Мухамед аг-Наджим заявил, что борется "за самоопределение и полную независимость Сахарской Джамахирии имени Муаммара Каддафи".
Смещенный ныне президент Мали Амаду Тумани Туре был вассалом Каддафи. Каддафи же проводил в адрес этой страны политику кнута и пряника, оказывая финансовую поддержку Туре и удерживая на поводке туарегов.
Важнейшим внешнеполитическим партнером малийского президента также был Китай, ведущий ползучую колонизацию Африки с 1990-х годов. В Мали китайцы развивают ряд проектов, ранее они вели разведку залежей разнообразного сырья, но теперь им придется спешно покинуть этот богатейший, хотя и пустынный регион.
Читайте также: Богатейшая страна Африки готова к войне
Годом ранее туареги фактически вынудили китайцев уйти из соседнего Нигера. Власти этой африканской страны связывали активизацию туарегов с интересами французской уранодобывающей группой "Арева". ТНК боролась против китайской компании SinoU, которая подписала контракт на ведение добычи урана в районе Тегиды. Есть мнение, что руку к этому приложил и Каддафи, без интереса которого в то время подобные туарегские акции не осуществлялись.
Что касается Мали, то в этой стране имеются большие запасы фосфатов, олова, золота, мрамора, гранита, марганца, урана. Здесь добывается порядка 60 тонн золота в год, что является третьим показателем в Африке. На севере и северо-востоке страны, в регионе, который уже контролируется туарегами, обнаружены значительные запасы нефти и огромные запасы пресной воды, там расположены урановые месторождения и залежи комплексных руд.
Наступление туарегов вызвало кризис в Мали; правительству, лишенному каддафийской финансовой поддержке оказалось нечем кормить армию, которая просто разбегалась.
Туре бросился искать помощи у Африканскогосоюза, реально испуганного возможностью большого передела. 21 марта Туре договорился о получении финансовой помощи в размере 7 миллионов евро от ЮАР. А уже в ночь с 21 на 22 марта в Мали произошел государственный переворот, который возглавил капитан малийской армии Амаду Саного. Причем президенту Амаду Тумани Туре позволили спрятаться на базе сохранившей лояльность личной гвардии.
За кого играет Саного, можно только предполагать. Считается, что преемником президента Туре должен был стать бывший министр иностранных дел Требилу Драме, который возглавляет профранцузскую Партию национального возрождения Мали. Переворот случился за несколько недель до даты очередных выборов. Одновременно свой натиск в Мали усилили туареги, которые закрепили успех, выйдя на исторические границы Азавада в Мали.
Капитан Саного проходил специальное обучение в США и несколько раз посещал эту страну. Более того, он носит шеврон морской пехоты США на своей форме, всячески подчеркивая свое отношение к их ВС.
Уже через пару недель малийская военная хунта передала власть правительству национального единства. Возглавили его спикер Национального собрания и временно исполняющим обязанности президента республики Дионкунде Траоре, а также премьер-министр Шейк Модибо Диарра, который тоже долгое время учился в США. Таким образом, переход власти к профранцузскому кандидату затормозился, а в передел включились Штаты.
В связи с этим необходимо упомянуть о том, что север Мали, а также часть Нигера являются зоной действия исламистов, объединенных в "Аль-Каиду Исламского Магриба", и туарегов-исламистов из "Ансар ад-Дин".
Полевые командиры АКИМ являются алжирцами по происхождению. Они часто нанимали туарегов для организации налетов и силового обеспечения акций по торговле заложниками. При этом туарегские этнические структуры шариатского толка, в частности "Ансар ад-Дин", выступали в качестве союзников Национального движения за освобождение Азавада в борьбе против малийской армии.
Таким образом, свои "фракции" в составе туарегов имеют как французы, так и англо-американские силы, традиционно покровительствующие исламистам. Причем туареги вряд ли пойдут на межродовой конфликт из-за религиозных различий, а основной исламистской организацией региона являются малийские сепаратисты из Национального фронта освобождения Азавад (FLNA). Это бывший Арабский исламский фронт Азавад (FIAA), который комплектуется из местного нетуарегского населения региона, преимущественно арабов и негров-исламистов. На данном этапе они оказались тактическими союзниками туарегов-сепаратистов, однако в случае чего могут выступить и против них в интересах своих хозяев.
Читайте также: Туареги Каддафи ударят ураном по Западу
Результатом взаимодействия и конкурентной борьбы этих сил является весь калейдоскоп африканских событий. Об этом говорит и сам лидер НДОА Мухамед аг-Наджим, в своих обращениях четко выделяющий США, Францию и "другие страны".
Причем главные закулисные игроки регионального передела — это не столько национальные правительства западных стран, сколько транснациональные корпорации, имеющие связи с этими правительствами.
Так, НДОА гарантировал безопасность работ на по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в районе малийской Тауденни для итальянской Eni, французской Petrorlus и канадской Simba Energy Inc. Итальянские и французские нефтегазовые гиганты также уверенно чувствуют себя в Ливии, где они сумели практически выйти на довоенные объемы добычи, в то время как британо-голландская Royal Dutch Shell PLC, британская BP и немецкая Wintershall AG заморозили свои проекты.
27 мая туареги из "Народного движения за освобождение Азавада" (НДОА) и радикальная исламистская группировка "Ансар Дайн" сообщили о создании Переходного совета Исламского государства Азавад.
Однако уже спустя два дня организации отказались от идеи слияния и создания шариатского государства на севере Мали. В результате регион ставшего независимым малийского Азавада, по площади сопоставимый со всей Западной Европой, вновь "подвис".
Если заинтересованные стороны не придут к компромиссу, новый конфликт может вспыхнуть между туарегами и исламистами из АКИМ, а также Национального фронта освобождения Азавад, которые поддерживаются оружием ливийских религиозных радикалов. Что касается дипломатических действий правительств заинтересованных стран, то, судя по заявлениям о поддержке территориальной целостности Мали, Азавад получит некое юридическое оформление в условных рамках бывшего единого государства. Однако в лучшем случае это будет конфедерация. Кроме того, ситуация в регионе будет коррелировать с результатами летних выборов в Ливии и Мали.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.