Россия выступила на СБ ООН с предложением усилить борьбу с пиратами в Сомали

Оружейное эмбарго против пиратов Сомали

Мировое сообщество активизирует свои усилия по борьбе с морским пиратством в Сомали. В то время как США и Евросоюз предпринимают дополнительные меры военного характера для ликвидации опорных пунктов пиратов на побережье, частные компании создают собственный конвой для охраны грузов. В этих условиях Россия настаивает на принятии более эффективных мер по предотвращению контрабанды оружия, позволяющей морским разбойникам вооружаться по последнему слову техники. В их арсенале имеются автоматы, подствольные и ручные гранатометы, "Стингеры" и корабельные мины.

Проблема оружейного трафика в Сомали существует довольно давно. После того, как в 1991 году диктаторский режим Сиада Барре пал, в стране воцарился хаос. В 1992 году ООН вводит эмбарго на поставки оружия в Сомали. Однако проконтролировать возможные пути переправки вооружений на побережье Африканского Рога не представлялось возможным.

Начиная с 1990-х годов, оружие в охваченную гражданской войной страну не поставлял только ленивый. Исламистам активно помогали Иран, Сирия и ливанская "Хизбалла". Некоторые страны Запада также "засветились" в оружейных поставках Сомали. Так, Великобритания заключила контракт на продажу довольно большой партии стрелкового оружия. В 2009 году, после отмены эмбарго, США стали активно вооружать официально признанное правительство Сомали. Однако в условиях слабости центральной власти оружие в любой момент может быть продано тем же пиратам или захвачено экстремистами.

Читайте также: "Женский вопрос" в Сомали решается жестко

Напомним, что нападения сомалийских пиратов на торговые суда стали носить массовый характер в 2004–2005 годах. Если раньше отдельные нападения совершались с целью грабежа, то теперь корабли захватывались вместе с командой ради получения за них огромного выкупа. Одним из наиболее громких преступлений сомалийских пиратов стал захват 18 октября 2005 года украинского судна "Панагиа" с экипажем, состоящим из 23 человек. Сумма выкупа, уплаченного бандитам, составила 700 тысяч долларов.

А начиная с 2008 года, Евросоюз и НАТО в массовом порядке начали направлять свои военные корабли для защиты торговых флотов. В сентябре 2008 года Россия официально заявила о направлении своих военных кораблей для участия в патрулировании побережья Африканского Рога.

Для борьбы с пиратством регулярно стали созываться конференции с участием ведущих государств мирового сообщества. Одна из таких конференций состоялась в 2011 году в Дубае. Подсчитав суммарный ущерб от подрывной деятельности пиратов из Сомали, экономисты пришли к неутешительным выводам: мировая торговля теряет ежегодно от семи до 12 миллиардов долларов.

Читайте также: Древние корни сомалийских пиратов

Недавно страны Запада договорились с сомалийским правительством о дополнительных военных мерах, которые могут быть применены силами НАТО в отношении экстремистов. Россия со своей стороны выступает за принятие более эффективных мер по предотвращению контрабанды оружия в Сомали.

О негативных последствиях оружейного трафика говорил, в частности, постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин. На заседании Совета Безопасности всемирной организации по ситуации в Сомали 15 мая российский дипломат отметил, что сегодня "как никогда важными становятся укрепление оружейного эмбарго в целом и пресечение каналов подпитки оружием экстремистов, в том числе из Ливии и других неспокойных регионов Африки и Ближнего Востока. Нужен и более тщательный контроль за соблюдением угольного эмбарго", — цитируют слова Виталия Чуркина СМИ.

Хотя частота пиратских нападений в сомалийских водах несколько снизилась в первом полугодии 2012 года, угроза торговым судам по-прежнему сохраняется. В этой связи многие эксперты вновь заговорили о неэффективности усилий мирового сообщества в борьбе с этим злом. А недавно была создана частная компания, которая будет заниматься охраной грузовых кораблей от нападений пиратов. Защитный флот будет включать в свой состав до 20 быстроходных катеров. Услуги частного конвоя обойдутся недешево: 18 тысяч долларов за катер сопровождения.

Читайте также: Российские летчики у сомалийских пиратов

Некоторые российские эксперты выступают с критикой подобной инициативы, рассматривая ее как попытку сколотить капитал на проблеме сомалийского пиратства, которая должна рассматриваться исключительно на международном уровне. "Частная структура — сколько она может быстроходных катеров предоставить, какими средствами она может пользоваться?

Даже если ресурсы очень хорошие, это же все равно не объединение сил всего мира. Усилия мировых держав будут гораздо эффективнее Мировое сообщество заинтересовано и в искоренении причин, и в уничтожении пиратства вообще. А частные структуры заинтересованы только в зарабатывании денег", — цитирует слова председателя Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского "Голос России".

Несмотря на то, что в последние полгода появились новые инициативы, направленные на борьбу с современными корсарами, говорить о сколько-нибудь значительных успехах в этом направлении пока рано. На фоне разобщенности в Совете безопасности ООН попытки решить данную проблему наскоком пока выглядят неубедительно.

Так, ВМС стран Евросоюза на днях нанесли удары по предполагаемым базам пиратов в Сомали. Подобные военные операции нередко сопровождаются жертвами среди мирного населения, что в свою очередь может вызвать рост недовольства среди местных жителей, которые будут и дальше пополнять ряды морских разбойников и исламистов.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить