В Словакии состоялись парламентские выборы, по итогам которых произойдет смена власти. Россию результаты словацкого голосования точно порадуют, ибо к власти возвращается Роберт Фицо. Политика, настроенного к нашей стране более позитивно, трудно найти во всем Евросоюзе.
Согласно итогам выборов, сторонники Фицо из левоцентристской партии "Направление — социал-демократы" получила свыше 44 процентов голосов и 83 из 150 мест в Национальном совете (парламенте). Это означает, что впервые за почти 20 лет независимого существования в Словакии будет сформировано однопартийное правительство. Для конституционного большинства социал-демократам не хватает всего семь мест.
А вот правоцентристские партии, входившие в состав ушедшего недавно в отставку правительства, провалились. Пришедшее к финишу вторым Христианско-демократическое движение (KDH) заручилось поддержкой 8,8 процента избирателей. Представляющее преимущественно интересы венгерского меньшинства партия "Мост" (Most-Hid) набрала семь процентов голосов.
Читайте также: Словакия бросила вызов еврозоне
Еле-еле преодолели необходимый для прохождения в парламент пятипроцентный барьер еще два участника уходящей в историю правящей коалиции — Словацкий демократический и христианский союз — Демократическая партия экс-премьера Микулаша Дзуринды, а также "Свобода и солидарность" спикера парламента Рихарда Сулика. Кроме того, депутатские кресла получат ещё и недавно созданная партия "Обычные люди и независимые личности". У неё порядка 8,5 процентов голосов.
Когда словаки делали свой выбор, они едва ли в первую очередь думали о внешней политике. Лишний пример тому — относительный успех занявшей третье место партии "Обычные люди и независимые личности", делавшей упор на вещи, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни вроде коррупции, удешевления жилья, улучшения дел в здравоохранении и образовании. Однако за пределами Словакии больше интересны внешнеполитические воззрения. И здесь для России могут наступить хорошие времена.
Проигравшие партии правоцентристской коалиции — типичные евроатлантисты. Их представитель Микулаш Дзуринда руководил правительством в 1998–2006 годах. За это время Словакия вошла в ЕС и НАТО, направила своих солдат на войну в Ираке. Нет, даже среди словацких правых трудно найти столь же антироссийских политиков, каким был покойный президент Чехии Вацлав Гавел. Но Россия была и остается для них периферией. Упор делается на развитие отношений с США, Германией, соседними Польшей, Венгрией и Чехией.
Читайте также: Словаки хотят убежать с корабля ЕС
Считать, что Фицо — совсем уж пророссийский, тоже было бы неправильным. В 2006–2010 годах он уже возглавлял правительство страны и не вывел Словакию ни из Евросоюза, ни из НАТО. И сегодня европейская составляющая в его внешнеполитической программе является ключевой, но это вряд ли удивительно для небогатой страны, входящей в ЕС. Однако это не помешало ему вывести отношения с Россией на небывало высокий для бывшей социалистической страны Европы уровень.
Едва придя к власти летом 2006 года, Фицо сразу же вывел словацкие войска из Ирака. А затем он раскритиковал политику своего предшественника Дзуринды за одностороннюю ориентацию на США и НАТО и невнимание к России. "Мы однозначно отвергаем одностороннюю ориентацию Словакии на Запад. Я убежден, что Словакия должна иметь дружеские связи с Украиной, Россией, Китаем", — заявил словацкий премьер пять с половиной лет назад.
И свои слова Фицо не бросил на ветер. В годы его первого премьерства российско-словацкие отношения вышли на новый уровень. Глава словацкого правительства дважды побывал в Москве. В свою очередь, в апреле 2008 года Братиславу посетил занимавший тогда пост премьера Виктор Зубков. Спустя два года в Словакию нанес визит Дмитрий Медведев, принявший участие в церемонии, посвященной 65-летию освобождения Братиславы от гитлеровцев.
Читайте также: Словакия открыла охоту на ведьм коммунизма
Одной из острейших тем в отношениях России со странами Центральной Европы долго оставался вопрос о размещении элементов ПРО США в Польше и Чехии. Словакия благодаря Фицо осталась в стороне. "Словакия — член НАТО и ЕС. Если бы размещение базы было инициативой обеих этих структур, призванной обеспечить безопасность Европы, у нас не было бы претензий. Но это — двусторонние договоренности между США, Польшей и Чехией. Тем не менее они, нравится это кому-то или нет, касаются всех нас. Двусторонний проект считаю неприемлемым. Он создает ненужную напряженность в отношениях ЕС с Россией", — отметил он.
В 2008 году Фицо доказал, что способен шагать "не в ногу" и с США, и с Евросоюзом. Для начала он категорически отказался признать независимость Косова, считая оную идущей вразрез с международным правом. О нежелании ссориться с Россией словаки тогда едва ли думали: у них у самих есть венгерский сепаратизм, и им не хотелось лить воду на его мельницу. Но вот поведение Фицо во время войны в Южной Осетии точно свидетельствует о том, что его можно считать едва ли не главным другом России в Европе.
13 августа 2008 года Фицо стал первым европейским политиком, который возложил ответственность за войну на Грузию, а не на Россию. "Военный конфликт на Кавказе спровоцировала Грузия. Я бы не стал рассматривать ситуацию исключительно в черно-белых тонах, как кто-то пытается ее представить. Что один хороший, а другой — плохой. Но кто спровоцировал ситуацию — мы видим. Потом наступила реакция, и эта реакция была очень сильной", — заявил словацкий премьер.
Читайте также: Словакия с историей не воюет
Независимость Южной Осетии и Абхазии Словакия не признала, однако и критиковать Россию за это Фицо не стал. "Государства — члены ЕС, признавшие суверенитет Косово, должны иметь убедительные аргументы, чтобы объяснить, какая разница между провозглашением независимости Косова, с одной стороны, и Абхазии и Южной Осетии — с другой. Нельзя забывать негативную роль Грузии в конфликте", — подчеркнул глава словацкого правительства.
Еще раз глава словацкого правительства встал на сторону России во время пресловутой "газовой войны" с Украиной в январе 2009 года. Тогда Евросоюз фактически поддержал Украину. Словакия была той страной, которая пострадала от "выкрутасов" Виктора Ющенко едва ли не больше всех. Еще бы — словаки на 90 процентов зависят от поставок российского газа через территорию Украины.
И в такой ситуации Фицо возложил всю ответственность за вымерзание своих соотечественников на Ющенко и Тимошенко. "На Украине не было заметно ни малейшего желания помочь Словакии", — подчеркнул премьер. А спустя некоторое время он выступил за подключение своей страны к проекту газопровода "Северный поток". Пока это еще не осуществилось, но с учетом возвращения Фицо к власти трубу российского газопровода вполне могут дотянуть из Чехии в Словакию.
Вот такой человек будет руководить Словакией в ближайшее время. Европейских политиков, хорошо относящихся к нашей стране, мало, их голос слышен плохо. Но теперь Россия вполне могла бы использовать приход Фицо с пользой для себя. Тем более, что в ближайшее время Словакия станет страной-председателем Евросоюза, и словаки сами в значительной степени тянутся к России. Уровень неприятия нашей страны в Словакии — один из самых низких в Европе. В ЕС к нам лучше относятся разве что греки.
Другое дело, что к победе Фицо Россия не имеет никакого отношения. Наше влияние в Словакии крайне слабо, и не идет ни в какое сравнение с немецким или американским. И сейчас хорошее время изменить положение в более благоприятную для себя сторону. Едва ли словацкий премьер будет сопротивляться появлению отделений российских общественных организаций в Братиславе или Кошице. Так что мяч на российской стороне.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.