Большинство жителей Латвии высказались против предоставления русскому языку статус государственного. Представители русскоязычной общины уже заявили, что собираются бороться за присвоение ему регионального статуса. Впрочем, латвийские власти пока не намерены поступаться принципом "один язык везде". Хотя по-русски говорит почти половина населения страны.
В современной Латвии сложилось весьма странное для демократической страны положение. 44 процента населения государства с населением чуть более двух миллионов человек считают русский язык родным. Даже если вычеркнуть из этого числа 320 тысяч "неграждан", все равно получится где-то 30 процентов. По-русски говорит большинство жителей Риги, свыше 80 процентов второго по величине города страны Даугавпилса, огромный процент жителей Лиепаи, Елгавы, Вентспилса…
Согласно европейским нормам, в местностях, где представители национального меньшинства составляют не менее 20 процентов населения, их язык используется в официальных учреждениях наряду с государственным. В Финляндии шведский является официальным, хотя на нем говорит всего шесть процентов населения. В Латвии же русский язык не имеет никакого статуса. В старших классах русских школ большинство предметов преподаётся по-латышски, русскоязычных вузов нет вообще.
Читайте также: Узаконит ли Латвия русский язык?
Не приходится говорить о том, чтобы русский язык звучал в государственных учреждениях. Среди министров правительства Латвии русскоязычных граждан практически не встретишь. Да, мэром Риги является Нил Ушаков, но несмотря на победу на выборах его партии "Центр согласия", в исполнительную власть Латвии их не пустили. В той или иной мере националистами являются практически все политики-латыши. Да и избиратели-латыши тоже, раз они выбирают таких политиков.
Что касается нынешнего референдума, то он стал ответом на акцию входящих в правящую коалицию радикальных националистов из партии Visu Latvijai ("Все для Латвии!"). Они устроили сбор подписей за полный перевод русских школ на латышский язык. В ответ общественное движение "Родной язык" устроило сбор подписей за проведение референдума. Первоначально даже не все представители русской общины поддержали идею. Крупнейшая "русскоязычная" партия "Центр согласия" и Нил Ушаков вначале были настроены скептически, но в итоге инициативу поддержали.
Согласно латвийским законам, инициаторы референдума должны собрать подписи не менее десятой части всех избирателей. Ближе к концу 2011 года эта планка была взята с лихвой — идею голосования поддержали порядка 12 процентов граждан страны. В итоге Центризбирком Латвии был вынужден назначить референдум. Параллельно президент Андрис Берзиньш, выступивший против двуязычия, направил поправки в конституцию о госстатусе русского языка в Сейм. Большинство депутатов их предсказуемо отклонили.
Читайте также: Тяжёлый выбор латвийский русских
В итоге общенародное голосование было назначено на 18 февраля. Шансов на его успешный исход были минимальны. Дело в том, что для успеха мало было набрать 50 процентов плюс один голос от пришедших. За второй государственный язык должны были проголосовать более половины от списочного состава избирателей. Если учесть, что этнические латыши среди граждан преобладают, а неграждане голосовать права не имели, результат был предсказуемым.
Сенсации не произошло. На избирательные участки пришли порядка 69 процентов граждан, имеющих право голоса. Даже относительной победы инициаторам голосования добиться не удалось. Около 75 процентов участников референдума сказали второму государственному языку "нет", и только около четверти — "да". Судя по всему, явка среди избирателей-латышей оказалась даже выше, чем среди русских, которые вроде бы кровно заинтересованы в повышении статуса родного языка.
Президент Андрис Берзиньш не скрывал своего удовлетворения таким исходом. "Благодарю всех, кто встал на защиту госязыка и Латвии как единственной страны в мире, где латышский язык, народные традиции и все латышское могут существовать, развиваться и объединять всех, кто является истинными патриотами этой страны", — сказал он. Глава государства добавил, что референдум — серьезный урок для общества.
Читайте также: Тень сепаратизма нависла над Латвией
"Я благодарю всех, кто сумел сохранить в накаленной атмосфере референдума хладнокровие и толерантность, не поддался на провокации и разжигание вражды. Одновременно нам нужно помнить, что с референдумом ничего не заканчивается. Все, кто хочет здесь жить на основе взаимного уважения и понимания, должны немедленно начать дискуссию, диалог о том, как преодолеть подозрения, обиды и недоразумения", — отметил Берзиньш.
Еще резче был премьер Валдис Домбровскис. "Маргиналы, которые этим референдумом хотели внести раскол в общество, потерпели поражение. Вопреки их замыслу референдум стал самой широкой дискуссией об основах нашего государства за последние 20 лет. В результате многие граждане вспомнили о своей ответственности перед государством и проявили ее, и это вклад в развитие гражданского общества. Эту дискуссию нужно продолжать, так как основы Латвийского государства должны быть ясны каждому жителю", — заявил он.
Против второго государственного языка голосовал и бывший президент страны, а ныне лидер Партии реформ Валдис Затлерс. "Я первый раз сегодня стоял в очереди с остальными жителями и понял, как много людей, которые знают, чего хотят, и уверены в будущем государства. Латвийское государство стабильно, и каждый из нас является в нем кирпичиком", — отметил он. В то же время он призвал русских и латышей не обижаться друг на друга из-за референдума.
Читайте также: Россия проигрывает Латвии на фронте истории
В то же время ведущие представители русскоязычной общины не пали духом. "За" проголосовало 273,347 тысячи человек. Безумно много. Для меня это значит очень четко сформулированную задачу — написал в своей страничке Нил Ушаков. "Я доволен результатом. Русская община Латвии консолидировалась в борьбе за свои права. Я думаю, что теперь власти придется пойти на диалог с русскоязычными. Я уже чувствую, что это происходит", — сказал инициатор акции Владимир Линдерман.
Со своей стороны, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич выразил недовольство тем, что российским наблюдателям отказали в возможности официально следить за референдумом, а неграждане Латвии не получили право голоса. "Вызывает недоумение, что латвийский ЦИК по рекомендации МИД страны не предоставил делегации Общественной палаты России статус наблюдателей на референдуме. Мы потребовали от латвийских властей объяснений. Считаем, что речь идет об игнорировании Ригой своих международных обязательств", — сказал он.
Результат тоже вызвал нарекания у России. "Это связано с тем, что права на выражение своего мнения были лишены 319 тысяч человек так называемых "неграждан", даже несмотря на то, что многие из них родились или проживают в Латвии в течение длительного времени… Проведение в Латвии всенародного голосования по внесению в Конституцию страны языковых поправок демонстрирует серьезность этой проблемы", — подчеркнул Лукашевич.
Читайте также: Российский счёт Прибалтике
Тем временем мэр преимущественно русскоязычного города Резекне Александр Барташевич заявил о том, что пора задуматься о присвоении русскому языку статуса регионального в Латгалии — восточном регионе Латвии. Там за двуязычие проголосовало подавляющее большинство жителей.
"Следует подумать о том, как теперь будет поступать правительство, как будут действовать те, кто утверждал, что с национальными меньшинствами в Латвии все в порядке. Властям следует подумать о возможности предоставить русскому языку статус регионального, чтобы желающие могли получать в самоуправлениях информацию на своем языке", — сказал Барташевич. Он добавил, что пора решить вопрос с инструкциями к лекарствам на русском языке.
В ночь на понедельник свой отрицательный ответ на данную инициативу дал премьер Домбровскис. По его мнению, нет никаких оснований присваивать русскому языку статус регионального, а обращения на нем в местные органы власти и так рассматриваются. Правда, латышский политик не договорил, что рассматриваются по доброй воле того или иного чиновника. А если он не захочет — то и не рассмотрят…
Референдум показал сразу нескольких вещей. Первое — в значительной мере провал политики "сугубо национального" государства. Практически все политически активное русскоязычное население высказалось в пользу повышения статуса родного языка. А в той же Латгалии процент голосовавших за русский язык зашкаливает, да и в Риге его поддержали 40 процентов. Проблема назрела, и закрыть на неё глаза не удастся.
Второе, что вскрыл референдум — опасное разделение страны по национальному признаку. Русские и латыши твердо стояли на своем. В результате пропасть между титульной нацией и основным меньшинством может только углубиться. Когда на ведущих государственных постах в Латвии русских днем с огнем не сыщешь — русскоязычные жители постепенно перестанут считать эту страну своей. Без всякой указки России.
В то же время многие русские проявили пассивность. Отнюдь не все они явились на избирательные участки. А это значит, что они в значительной мере дали власти карт-бланш на продолжение националистического курса. И здесь уже камень в огород России, что условия жизни в неблагополучной по европейским меркам Латвии, где русских всячески унижают, все равно лучше, чем на российской территории.
Как бы то ни было — но референдум не закрывает вопрос о русском языке и положении русскоязычного населения Латвии. И латвийским властям придется отвечать на те вызовы, которые вскрыло голосование. Иначе они собственными руками будут загонять вглубь проблему, которая в один несчастный день вырвется наружу в форме открытого межнационального конфликта. Которого не хотят ни простые русские, ни простые латыши — несмотря на разный подход к языковому вопросу.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.