Саамы-лопари: народ на перекрестке геополитических интересов в Европе

Саамская карта в борьбе за Арктику

На минувшей неделе мир отметил Национальный день саамов (лопарей). Этот маленький народ разбросан на просторах Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова России. Сегодня, когда мировые державы активно занялись освоением богатств Арктики, голос этого народа наверняка будет слышаться все громче и все чаще.

Национальный день саамов был учрежден 20 лет назад — 6 февраля 1992 года. Этот день приурочили к другой дате — 6 февраля 1917 года. Тогда в норвежском Тронхейме прошло первое собрание представителей этого народа, разделенного границами. Спустя 39 лет саамы Норвегии, Швеции и Финляндии создали Союз Саамов, а в 1986 году утвердили национальные флаг и гимн. В 1992 году к международной организации саамов присоединились и российские лопари.

Саамы — коренное население севера Скандинавии и Кольского полуострова России. По их второму названию "лопари" названа расположенная на севере Норвегии, Швеции и Финляндии область Лапландия, объявленная родиной Санта-Клауса. Численность саамов составляет от 40 до 60 тысяч в Норвегии, от 15 до 25 тысяч в Швеции, от шести до восьми тысяч в Финляндии и порядка двух тысяч в России. Данные эти варьируются в зависимости от знания языка, соблюдения традиций и так далее. Язык саамов состоит в весьма отдаленном родстве с финским.

Читайте также: Россия и Норвегия разделили воды Арктики

Сегодня этот маленький народ находится на геополитическом перекрестке, где сходятся интересы целого ряда держав, пытающихся застолбить свой кусок богатой природными ресурсами Арктики. Именно саамские земли в значительной мере позволяют иметь широкий выход в Северный Ледовитый океан и России, и Норвегии. Именно обладание частью Лапландии дает право Финляндии и Швеции также требовать своей доли арктического "пирога". Так что желающих заполучить симпатии лопарей, зачастую спекулирующих на их истории, будет более чем достаточно.

Когда-то саамы жили куда южнее — в районах современных Петербурга, Хельсинки и Стокгольма, но славянские, северо-германские и финские племена оттеснили их на север. Своё государство у лопарей не возникло до сих пор. Их история была частью истории тех стран, в состав которых они входили. Вероисповедание они также перенимали у соседей: от скандинавов и финнов — лютеранство, от русских — православие.

Ещё с IX века началось обложение саамов данью в виде оленины, пушнины и рыбы со стороны норвежских конунгов. Тем же самым занимались и шведы, и русичи, и даже не имевшие своей государственности финны и карелы. Кочующие по тундре и северной тайге оленеводы, охотники и собиратели особо не сопротивлялись. В 1251 году новгородский князь Александр Невский договорился с Норвежским королевством о совместном сборе дани. Впоследствии к процессу подключились ещё два скандинавских государства — Швеция и Дания.

Читайте также: Россия сама отдает Выборг Финляндии

Формального постоянного хозяина у отдаленных северных земель не было вплоть до начала XVII века. Русское государство переживало годы смуты, чем и воспользовались короли Дании (в чей состав тогда входила Норвегия). Датский король распорядился не пускать русских сборщиков дани в те земли, и русские ничем не смогли ответить. Параллельно в Швеции шло наступление на север колонистов из титульной нации, сбор дани с саамов отдали откупщикам. Только в середине XVII века дань стала идти прямиком в королевскую казну в Стокгольме.

Однако Россия не утратила полностью свое влияние на обитателей северных районов, издревле славившихся своими природными богатствами. Лопари, жившие на Кольском полуострове, были теснее связаны с Новгородом, а не с Копенгагеном и Стокгольмом, и по привычке продолжали отдавать часть дани русским. К XVIII веку Кольский полуостров, а в XIX и Финляндия вошли в состав России, и "саамский вопрос" властям нашей страны приходилось как-то решать.

До отмены в 1861 году крепостного права саамы считались государственными крестьянами, платили подати пушниной, олениной и рыбой, содержали местные монастыри. Во второй половине XIX веке нечистые на руку купцы стали их спаивать в надежде подешевле получить заветный товар. Постепенно Кольский полуостров заселялся русскими, а места оленьих кочевий сокращалось. После прихода к власти большевиков пастбища у саамов отобрали. Их загнали в колхозы, а их земли отдали под нужды промышленности и армии.

Читайте также: Шведы никак не простят России Полтаву

В области культуры и образования при советской власти дело обстояло не так плохо. В 1930-е годы была выработана письменность на саамском языке, однако в 1937 году язык внезапно запретили. Ассимиляция усилилась, разработка месторождений Кольского полуострова добивала их среду.Стоит лиудивляться, что в 1944 году большинство их вместе с пришедшей сюда тремя годами ранее финской армии предпочли уйти в Финляндию. В 1980-е годы запрет на язык был снят, но положение российских саамов остается очень непростым. Ситуацию усугубляет высокий процент пьяниц среди них.

Что касается саамов в Финляндии, то о самостоятельной политике в отношении них можно говорить только с 1917 года, когда на карте появилась независимая страна с таким названием. Хозяйственное освоение Лапландии тоже способствовало ассимиляции лопарей, однако жесткой она не была. Сегодня в Финляндии есть саамские школы, Саамский парламент, в северных районах страны язык лопарей имеет официальный статус. Да, саамы жалуются на недостаточное внимание властей в Хельсинки и ассимиляцию, но их положение в Финляндии куда лучше, чем в России.

Большая же часть саамов издревле проживала в Норвегии и Швеции. Вплоть до начала ХХ века шведские власти всячески способствовали переселению шведов на север, вели активное хозяйственное освоение Лапландии, добывали там уголь. Что касается языка, то внедрялась "цивилизаторская" программа перехода лопарей на шведский язык. Только во второй половине ХХ века саамский язык был, наконец, признан. Сегодня у шведских саамов есть свои школы, свой парламент. Власти в Стокгольме выделяют немалые средства. Хотя ассимиляция все равно продолжается, а северные районы считаются по шведским меркам депрессивными.

Читайте также: Норвегия "отжимает" российскую рыбу

Самая большая саамская община издревле жила в Норвегии. Именно на ее территории появилась и первая книга на саамском языке, а уже в ХХ веке — и его литературная норма. Здесь же в 1852 году произошло единственное в истории крупное выступление саамов, требовавших прекратить политику их спаивания. До поры до времени положение норвежских лопарей было и впрямь тяжелым. Сегодня многие норвежские ученые открыто называют происходившее с маленьким народом в предыдущие века "геноцидом".

До 1814 года Норвегия была под властью Дании, в 1914-1905 годы — под властью Швеции. Однако это не мешало норвежцам проводить ассимиляцию лопарей. В районах их проживания создавались норвежские поселки, все обучение можно было вести только по-норвежски. Даже землю давали в собственность только тем, кто принимал норвежское имя. И только после Второй мировой войны ситуация изменилась. Как и у соседей, у норвежских саамов появились свои школы и парламент, а их язык в ряде районов получил официальный статус.

Власти России и современных скандинавских стран не препятствуют работе общесаамских организаций, что облегчает формирование у лопарей единой нации. Во всех трех государствах у них единый флаг и гимн, есть даже неофициально существующая футбольная сборная. С 1976 года саамы входят во Всемирный совет коренных народов (WCIP) при ООН. А в последние годы они активно возвышают голос в защиту своих прав, некоторые даже говорят о сепаратизме.

Читайте также: Образцовое решение территориального спора в Европе

В последнее время северные районы Норвегии, Швеции и Финляндии часто выступают в роли площадки для учений НАТО. (Особенно это касается Норвегии). Ракеты и бомбы отравляют леса и пастбища, уменьшают число мест для традиционных саамских промыслов, а рев самолетов дурно влияет на здоровье телят оленей. Потому саамские организации каждый раз протестуют против учений, и эту антинатовскую направленность лопарей Россия может использовать себе на пользу.

В 2008 году норвежские СМИ сообщили о том, что на севере страны возникло общественное движение за выход Лапландии из состава Норвегии и создании государства Халогаланд. Впоследствии оно могло бы включить в себя саамские земли Швеции и Финляндии, выйти из НАТО и сотрудничать с Россией. Его лидеры даже говорили, что "нечего богатому северу кормить бедный юг". Насчет "бедного юга" они явно погорячились, да и едва ли Лапландия проживет без дотаций из Осло. Но сам факт сепаратизма интересен.

Впрочем, особо обольщаться насчет саамов России не стоит. Их положение в нашей стране куда хуже, чем у скандинавских соседей, и это играет против нас. Желающих разыграть "саамскую карту" на Кольском полуострове найдется достаточно — тем более, что там расположены месторождения цветных металлов и база Северного флота. Конечно, едва ли две тысячи саамов способны оторвать эту территорию от РФ, да и нет там никакого сепаратизма. Однако в пропагандистской войне все средства хороши…

Борьба за ресурсы Арктики обостряется, а потому саамская карта наверняка будет разыгрываться все активнее. Свои козыри в ней найдутся и у нас, и у скандинавов, и у третьих сил.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить