Великобритания не собирается отдавать Аргентине Фолклендские (Мальвинские) острова. Премьер Дэвид Кэмерон обвинил латиноамериканскую страну в "колониализме". В ближайшее время в составе английского воинского контингента на острова прибудет принц Уильям. А суда, ранее ходившие под флагом Фолклендов, теперь вывесят британский "Юнион Джек".
Вопрос о статусе расположенного в южной Атлантике архипелага вновь встал на повестке дня в 2010 году. Тогда англичане начали разработку местного шельфа, а аргентинцы, считающие острова своими, возмутились этому обстоятельству. Президент Кристина Киршнер начала в ООН консультации с целью вновь поставить вопрос о принадлежности островов. В поисках союзников она изъездила весь мир, побывала и в России.
Британцы же категорически отказываются что-либо обсуждать. "У нас нет сомнений в нашем суверенитете над Фолклендскими островами. Здесь применяется принцип самоопределения наций, заложенный в Хартии ООН. Переговоров о суверенитете не может быть, если только этого не пожелают сами жители островов", — сказал пару лет назад один из представителей британского внешнеполитического ведомства.
Читайте также: Аргентина задумала вернуть Фолкленды
Но с тех пор немало изменилось. Прежде всего Киршнер удалось заручиться поддержкой практически всех стран Латинской Америки. Незадолго до нового года Уругвай и Бразилия вслед за Аргентиной запретили швартоваться у своих берегов судам под флагом Фолклендских островов. Англичане в долгу не остались, и нашли свой ответ в преддверии 30-летней годовщины аргентино-британской войны 1982 года.
Ближе к концу прошлого года было объявлено, что в феврале-марте 2012 года на Фолкленды приедет принц Уильям. Причем он там появится в качестве пилота спасательного вертолета ВВС Великобритании, и это будет форма армейской службы. Тем самым британцы четко дали понять: они намерены уделить Фолклендам самое пристальное внимание, и контролем за этими островами делиться ни с кем не собираются.
18 января в ответную политическую атаку на Аргентину перешел премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. Выступая в парламенте, он заявил о том, что его страна должна с помпой отметить 30-летие победы над Аргентиной и достойно почтить память тех, кто "отдал свои жизни и не вернулся домой". Дальше последовал и вовсе экзотический выпад в адрес Аргентины.
Читайте также: Опять фолклендское обострение. США - за
"Те заявления, которые в последнее время делает Аргентина, я бы назвал колониализмом, потому что население этих территорий хочет остаться частью Британии, а Аргентина пытается заставить их сделать что-то другое", — сказал Кэмерон с трибуны Палаты общин. Вот уж действительно открытие: англичане обвиняют в колониализме страну, которая сама долго была колонией и своих колоний никогда не имела. А кто, спрашивается, владел огромной империей от Австралии через Индию и Африку до самой Канады?
Вслед за Кэмероном слово взял глава МИД Великобритании Уильям Хейг. Он говорил менее возвышенно и о сугубо практической вещи — как обойти запрет Аргентины, Бразилии и Уругвая для фолклендских судов. И решение нашлось: теперь на них попросту вывесят британские флаги. "Очевидно, что суда под британским флагом должны иметь доступ в порты Южной Америки, так же как и любой другой части мира", — сказал Хейг во время визита в Бразилию.
Что бы ни говорили английские государственные деятели, но классический пример колониальной державы — это их родная Британия. И ее суверенитет над Фолклендскими островами, расположенными в тысячах миль от ее берегов — наследие той самой колониальной империи.
Читайте также: Аргентина вернёт Фолкленды силой?
Почему Великобритания не хочет отказываться от Фолклендских (Мальвинских) островов? Возможно ли спустя 30 лет повторение военного конфликта? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан I ранга Константин Сивков:
"О словах Кэмерона по поводу колониальной политики Аргентины можно сказать просто: он просто с дуба рухнул. А если серьезно, то Великобритания не станет отказываться от островов по нескольким причинам.
Первая — залежи нефти в экономической зоне Фолклендов. Второе — биологические морские ресурсы. Третье — стратегическое положение архипелага. Там и так есть база ВМС Великобритании, а при необходимости можно развернуть и более значительные силы. Это опорный пункт влияния англичан в Южной Атлантике, и они будут держаться за него зубами. Собственно говоря, ровно по тем же причинам острова нужны и Аргентине.
Что касается военного сценария, то он в настоящее время маловероятен. Конечно, современный британский флот представляет собой убожество. В последние десятилетия его задачей было сдерживание советских (затем российских) подлодок на фарерско-исландском рубеже в Северной Атлантике. Сегодня англичане уже не строят авианосцы. Их флот составляет максимум 10 процентов от флота США. А ядерный потенциал морского базирования — максимум 20 процентов от американского, 30 процентов от российского.
Тем не менее Аргентина в этом отношении еще слабее. У нее слишком слабый флот, чтобы он мог вторгнуться на Мальвины (Фолкленды). Если она предпримет подобную попытку — это станет авантюрой, а то и просто самоубийством. Да и политически она не готова на такое. В Аргентине сегодня стабильный режим, экономика растет. Политические заявления ее руководители делают и делать будут, но к войне они не готовы.
Если же вопрос о статусе островов будет поднят в ООН, Россия должна поддержать Аргентину. Это справедливо исторически — архипелаг раньше принадлежал ей. Это выгодно и политически. Южная Америка — наш союзник, а Великобритания — один из ведущих наших противников".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.