Противники режима Асада празднуют большую победу: впервые за 10 месяцев противостояния на их сторону перешел военный в генеральском чине. Таким образом, он является самым высокопоставленным сирийским дезертиром. Речь идет о Мустафе Ахмад аш-Шейхе, который, согласно данным западных СМИ, "командовал крупным армейским подразделением". А по информации ряда арабоязычных источников, речь идет "о видном представителе военной разведки".
Читайте также: Асад: "Меня пытаются убрать из-за дружбы с Россией"
И хотя далеко не все источники в Сирии подтверждают связь между Мустафой Ахмад аш-Шейхом и Мухабаратом (военная разведка), тем не менее, сейчас противники режима Асада готовы сделать ставку на его свержении путем организации дворцового переворота. Учитывая ту роль, какую играют в Сирии спецслужбы, ставка в данном случае будет делаться на их представителей.
Дело в том, что многомесячные усилия, направленные на то, чтобы свергнуть Асада руками самих сирийцев, пока не дали результата. Непосредственное проведение агрессии против Сирии в данный момент осложняется рядом трудностей, и, судя по всему, на нее противники Дамаска решатся лишь в исключительном случае. А пока выходом из ситуации видится если не внутренний заговор в "классическом виде", то заметное ослабление режима путем подкупа видных его представителей.
Тем более, что сирийские спецслужбисты имеют давно наработанные связи со своими американскими и французскими коллегами (былой шеф DGSE Жан-Клод Куссеран в 1980-е годы наладил с Мухабаратом неплохие отношения, обеспечив ему "техническую помощь"), что заметно облегчает для них решение этого вопроса.
Напомним, что на фоне нынешнего обострения в Сирии мало кто заметил важную дату — 10 лет американо-сирийского сотрудничества спецслужб. После терактов 11 сентября 2001 года США вели с режимом Асада тесные тайные контакты на предмет отказа от связей с Ираном и радикальными группировками, в первую очередь палестинскими и ливанской "Хезболлой".
Сирийско-американское сотрудничество спецслужб стало заметным еще в конце сентября. В Дамаск прибыли высокопоставленные офицеры из Отдела по борьбе с терроризмом Оперативного управления ЦРУ, которые обсудили со своими сирийскими коллегами вопросы взаимодействия в борьбе с "международным терроризмом" в лице исламских радикальных группировок, действовавших как в европейских странах (Бельгия, Германия, Франция), так и ближневосточных и средневосточных (Ливан, Пакистан и Афганистан).
А в Бейруте вслед за этим прошли переговоры американского посла Винсента Батла (по данным арабских источников — одновременно высокопоставленного офицера ЦРУ) с главой ливанского филиала сирийского Мухабарата Гхази Кнааном. Пусть и с оговорками, но Башар Асад пошел на это, рассчитывая, во-первых, с западной помощью расправиться с сирийскими исламистами, бежавшими на Запад в 1960-80-е годы, а во-вторых, улучшить собственный имидж в глазах европейских стран и США. Что, в свою очередь, должно было позитивно отразиться на задуманных молодым сирийским президентом экономических реформах.
США хотели использовать Сирию прежде всего для того, чтобы обезопасить Израиль и устранить исходящую опасность от ливанской "Хезболлы". За это американцы сулили Асаду помощь в установлении мира с этой страной и возвращение Голанских высот. Однако этим роль Сирии в планах переформатирования региона не ограничивались. Особые виды на Асада США имели в связи с решением убрать Саддама Хусейна.
И уже в начале 2002 года благодаря сирийским спецслужбам их коллеги из ЦРУ предотвратили крупный теракт против американских военных объектов в Саудовской Аравии. Кроме того, Мухабарат помог американцам взять Мухаммада Хайдара Замара, якобы причастного к подготовке знаменитой атаки 11 сентября. Тогда же по просьбе США власти Сирии арестовали ряд видных исламистов, которые якобы имели связь с группировкой Бен Ладена.
Не случайно,что конец 2001–2002 годов стал "медовым месяцем" отношений между Сирией и США, в том числе и в политической сфере. Вашингтон неоднократно подчеркивал то, что он убрал Дамаск из списка "врагов Америки". А в ходе визита помощника госсекретаря США по вопросам Ближнего Востока Уильяма Бернса в Дамаск тот передал президенту Асаду послание от его американского коллеги Буша, в котором тот выражал ему особую благодарность за участие "в борьбе с международным терроризмом и особенно "Аль-Каидой"".
Но развитие сотрудничества развивалось непросто, и уже весна 2002 года принесла сторонам разочарование. Показательной в этом плане была самая важная секретная встреча, имевшая место 20 мая в американском Хьюстоне, на которой, кроме дипломатов, присутствовали представители спецслужб и деятелей вроде председателя Комитета по вопросам разведки в Сенате Арлена Спектера, успевшего наладить тесные связи со своими коллегами из сирийского Мухабарата. На ней Белый дом решил расставить все точки "над i" и указал Сирии на необходимость прекратить играть роль подельника-связного между ливанскими и палестинскими террористами с Ираном.
Однако несмотря на щедрые посулы, сирийский президент отказался идти у них на поводу. Отказ от связей с палестинским сопротивлением и "Хезболлой" мог привести к потере влияния в Ливане, имеющем для Сирии стратегическое значение, привел бы к краху сирийских амбиций на роль одного из лидеров арабского мира. Стать предателем и отщепенцем для арабов Асад просто не мог.
И хотя миссия самых демократичных в мире спецслужбистов, на первый взгляд, закончилась провалом, на деле они одержали успех, который стал заметен далеко не для всех: они установили реальный контакт со своими сирийскими коллегами, который вполне может быть использован сегодня против самого Асада. По американским источникам, некоторые представители ближайшего окружения сирийского лидера и влиятельных офицеров спецслужб, включая того же Гхази Кнаана, указывали Асаду на необходимость частичного пересмотра политики Сирии "хотя бы в отношении "Хезболлы".
Удастся ли Западу воплотить в жизнь свои замыслы? США уже имеют подобный опыт в отношении Ирака и Ливии. И хотя пока в Сирии эти попытки не увенчались успехом, поручиться за то, что спецслужбы или, по крайней мере, какая-то их часть будут лояльны Асаду до конца, нельзя.
Однако работа в Сирии на порядок сложнее. Сирийская система госбезопасности имеет крайне сложную структуру и состоит из большого количества параллельных организаций с перекрестными функциями, которые следят друг за другом. Более того, внутри каждой спецслужбы имеются собственные отделы внутренней безопасности.
Еще отец нынешнего президента Хафес Асад выстроил систему госбезопасности таким образом, что каждая из ее организаций напрямую подчинялась президенту и представителям его ближайшего окружения. Впрочем, учитывая главенство военной разведки Мухабарата над остальными спецслужбами, при определенном раскладе американцы могут добиться результата. Тем более, что система госбезопасности Сирии, нещадно критикуемая многими сирийцами за террор против невинных и неспособность, как показали последние теракты, обезвредить виноватых, проедена ржой коррупции, о чем уже писала "Правда.Ру".
Читайте также:
Сирия — проходной двор для террористов?
Кто заказал атаку на наблюдателей ЛАГ?
Готова ли ПВО Сирии отразить удар НАТО?
Сирия проигрывает информационную войну
Спецслужбы Сирии с треском провалились
Израиль "хоронит" президента Сирии Асада
Сирию хотят приблизить к войне
Сирийская военная тайна США от России
Марокко и Турция готовят атаку против Сирии
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.