19 декабря Сирия разрешила допуск на свою территорию наблюдателей от Лиги арабских государств (ЛАГ), которые должны будут убедиться, что сирийское правительство пытается прекратить кровопролитие мирным путем. Как заявил генсек этой панарабской организации Набиль аль-Араби, они могут вылететь в Сирию в течение ближайших 72 часов.
Как признал министр иностранных дел Сирии Валид Муаллим, "Подписать протокол нам рекомендовали российские друзья". В случае, если бы Сирия окончательно отказалась от плана ЛАГ, эта организация ввела бы против нее санкции и вынесла вопрос о якобы чинимых властями репрессиях против собственных граждан страны на рассмотрение Совбеза ООН.
На первый взгляд, это решение выглядит как капитуляция сирийского режима. Но так ли это? Не случайно, что даже у противников Башара Асада комментарии по этому поводу разнятся. Так, в арабоязычной и израильской прессе говорится о том, что "под давлением России Дамаск согласился на все пункты арабской инициативы" и показал слабость. Западные же издания, напротив, с неудовольствием отмечают, что происходящее напоминает "российскую уловку для спасения союзного режима".
Читайте также: Асад: "Меня пытаются убрать из-за дружбы с Россией"
Те, кто считают, что режим Асада в результате проиграл, указывают на то, что наблюдатели ЛАГ должны будут проконтролировать вывод армии из населенных пунктов, освобождение всех задержанных в ходе волнений и начало "настоящего диалога оппозиции и власти".
На первый взгляд, в случае выполнения этих требований режимом он сам себе выроет могилу. Например, прекращение антитеррористической операции в том же Хомсе и Идлибе, где орудуют боевики, означало бы, что власть признает свое поражение и что там появится неконтролируемая ей зона, которая очень быстро может стать аналогом ливийского Бенгази и плацдармом для свержения режима.
То же самое можно сказать и относительно освобождения тех, кто с оружием в руках выступил против Башара Асада. Ведь было бы смешно ожидать лояльности от тех, кто уже "раз вкусил хмельного".
И наконец, о каком диалоге с оппозицией можно вести речь? Как известно, те из оппозиционеров, кто не настроен на свержение режима, и так ведут с ним диалог. Что же касается аналога сирийского ПНС, СНС, то он намерен обсуждать с Башаром Асадом только его капитуляцию на их условиях. И, разумеется, трудно ожидать конструктивных переговоров от так называемой "Сирийской освободительной армии", запятнавшей себя убийствами сотен военнослужащих и представителей власти.
Однако как заявил в интервью "Правде.Ру" один из лидеров Сирийского национального комитета Али Салим Асад, "решение о допуске в Сирию наблюдателей вовсе не означает безоговорочного выполнения ультиматума наших противников. Во-первых, судя по всему, кроме представителей ЛАГ, в Сирию прибудут также наблюдатели из России, Китая и других стран, которые в том случае, если ЛАГовцы будут искажать информацию, исправят их.
Во-вторых, судя по всему, режим действительно может пойти на вывод армейских подразделений из проблемных районов. Но это не значит, что мы отдаем их во власть бандитов. Армейские части могут сменить внутренние войска и спецподразделения, подчиняющиеся МВД и госбезопасности.
В-третьих, что касается освобождения сидящих в тюрьмах противников режима, то Башар Асад и так уже дважды объявлял амнистию, по которой на свободу вышло около двух тысяч оппозиционеров, не запятнавших себя кровью. Вопрос о выходе на свободу террористов исключен.
В-четвертых, по поводу возможности диалога с оппозицией можно сказать, что с теми, кто желает говорить, власть ведет переговоры. Однако этого не хотят на Западе и в первую очередь в самих США. Достаточно указать на соответствующие заявления целого ряда высших американских деятелей, включая Хиллари Клинтон, которые призывали сирийскую оппозицию не складывать оружия и сражаться против режима Башара Асада".
Между тем, говоря о принятии Сирией условий ЛАГ, стоит упомянуть о том, что 15 декабря представители России распространили среди членов Совета безопасности ООН проект резолюции, призывающей к прекращению насилия в Сирии, унесшее жизни более пяти тысяч человек. Она осуждает насилие, чинимое как властями, так и оппозицией, в том числе и "неадекватное применение силы сирийскими властями".
Кроме того, сирийские власти должны "в полной мере сотрудничать" с независимой международной комиссией по расследованию фактов гибели граждан Сирии при Совете ООН по правам человека.
Однако эта резолюция не ущемляет интересы Сирии. По словам представителя РФ в ООН Виталия Чуркина, в проекте резолюции нет упоминаний о каких бы то ни было "контрпродуктивных" санкциях против Сирии.
Не случайно западные представители уже резко раскритиковали этот документ и заявили о его неприятии в том виде, в каком он есть. По словам представителя Госдепа США Виктории Нуланд, "Мы хотели бы видеть некоторое ужесточение санкций в отношении Сирии в тексте резолюции", — сказала Нуланд.
Инициатива вызвала недовольство западных политиков, которые подозревают Москву, что она делает очередную уловку, чтобы сохранить сирийского союзника, и заявляют, что они не примут резолюцию, которая в моральном смысле ставит на одну доску сирийские власти, ответственные за гибель гражданских лиц, и оппозицию". Именно в таком духе выразилась сама госсекретарь США Хилари Клинтон, призывавшая оппозиционеров продолжить вооруженную борьбу против режима Башара Асада.
Тем более, что российский проект резолюции подразумевает запрет на снабжение оружием сирийских боевиков и осуществление соотвествующего контроля со стороны международного сообщества.
При таком раскладе добиться свержения режима президента Башара Асада его противникам будет крайне затруднительно. Поэтому Запад намерен торпедировать российскую резолюцию. Тем не менее, действия России играют наруку Сирии. По сути, Москва своими действиями замедляет принятие мер, направленных против ее союзника из Дамаска.
Совершенно ясно, что ничего хорошего от прибытия наблюдателей ЛАГ как организации, чьи последние действия во многом согласованы с действиями Запада и Турции, ждать не приходится. Однако принятие ее представителей позволяет Сирии выиграть время. Одна из главных задач для действующего режима — это провести парламентские выборы, запланированные на начало марта следующего года, после которых говорить о нелегитимности режима будет гораздо сложнее.
О ситуации в Сирии читайте также:
Израиль "хоронит" президента Сирии Асада
Сирию хотят приблизить к войне
Сирийская военная тайна США от России
Марокко и Турция готовят атаку против Сирии
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.