Год назад на белорусских президентских выборах в очередной раз уверенную победу одержал Александр Лукашенко. Следует признать, что прошедший год выдался для Белоруссии и ее лидера нелегким. Прошедшая же в этот период в несколько этапов девальвация денежной единицы страны приободрила критиков "белорусского экономического чуда" - своеобразной народнохозяйственной модели с высокой долей государственного участия.
В двух словах безрадостная картина, которую рисуют недоброжелатели Лукашенко как внутри страны, так и снаружи, выглядит следующим образом. В конце мая текущего года власть Белоруссии официально девальвировала национальную валюту сразу на 56 процентов (примерно с 3200 до 4900 белорусских рублей за американский доллар). Однако даже такое существенное снижение стоимости "зайчика" не стабилизировало ситуацию на валютном рынке.
В конце лета было принято решение отпустить курс белорусского рубля "в свободное плавание". В итоге, по состоянию на начало декабря за один доллар США дают 8500 "зайчиков", то есть почти в три раза больше, чем год назад. Как следствие, инфляция в Белоруссии за 11 месяцев 2011 года составила 104 процента вместо запланированных восьми (в прошлом году - 10 процентов).
Читайте также: Российский гамбит Лукашенко
С точки зрения монетаризма, это катастрофа. Особенно трехкратное удешевление национальной валюты. Девальвация "зайчика" привела к тому, что среднебелорусская зарплата в 500 долларов на начало 2011 года превратилась в 230 к его концу. Значит ли это, что уровень жизни в Белоруссии за полгода снизился более чем вдвое? Не факт.
Для того чтобы оценить уровень жизни в любой стране, необходимо знать не только обменный курс местных денег к иностранным валютам. Важно также учитывать стоимость жизни в конкретной стране, величину неотложных расходов. Так, семейный доход в 1000 долларов в месяц, например, для Украины - это достаток значительно выше среднего. А в Катаре или Лихтенштейне или в тех же США и вдвое больших денег не хватит семье свести концы с концами.
Для этой цели и введен такой показатель, как паритет покупательной способности, учитывающий не только обменный курс местной денежной единицы, но и стоимость базовых товаров и услуг. В 2010 году ВВП Белоруссии на душу населения с учетом паритета покупательной способности составил 13 600 долларов (в 2009-и - 12 600, в 2008-м - 12 600).
Читайте также: Белоруссия: интернет-революция захлебнулась
Для сравнения, этот же показатель для богатого углеводородами Казахстана в 2010 году был равен 12 700 долларов (в 2009-м - 11 900, 2008 - 11 800). На Украине, еще одной стране, удобной для сопоставления, ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в 2010 "достиг" 6 700 долларов (в 2009-м - 6 400, в 2008-м - 7 500).
Пример Украины показателен по многим причинам. Прежде всего потому, что в последнем квартале 2008 года произошла резкая (порядка 80-90 процентов) девальвация гривны. Падение ВВП составило рекордные 16 процентов (но все же не 80 процентов). Примерно такую же дельту дает сравнение паритетов за 2008 и 2009 годы(см. выше).
В начале нового года появятся итоговые цифры года уходящего, и тогда можно будет более корректно оценить глубину провала "белорусского чуда". Если ВВП Белоруссии откатится к уровню Казахстана, это можно будет считать коррекцией после перегрева. Если же рухнет до "достижений" Украины (то есть в два раза), это будет означать, что подопечные Лукашенко пережили экономический коллапс, последствия которого будут преодолеваться годами.
В числе причин такой лавинообразной девальвации обычно называют: резкий рост цен на топливо, глобальный финансово-экономический спад и даже вступление Белоруссии в Таможенный союз. Зарубежные аналитики объясняют обесценивание белорусского рубля со значительным повышением зарплат в стране, которое произошло после президентских выборов в декабре 2010 года.
Читайте также: Белоруссия между дефолтом и выигрышем
В прежние годы Белоруссия получала из России порядка 20 миллионов тонн сырой нефти по цене значительно ниже мировой рыночной стоимости (мировая цена минус российская экспортная пошлина), то есть практически по внутрироссийской цене. Около 6 миллионов тонн использовалось для внутренних потребностей, остальной объем перерабатывался на модернизированных белорусских нефтеперерабатывающих заводах, а качественная продукция этих НПЗ с удовольствием покупалась в Европе с большой выгодой для белорусов.
С прошлого года условия поставок российской нефтивБелоруссию изменились. По льготной цене Минск отныне получал только свои 6 миллионов тонн, а остальные 15 миллионов предлагалось купить по мировой цене. Такие условия делали нерентабельными экспорт нефтепродуктов на Запад. Отчаянные попытки Лукашенко найти нефть по цене, сопоставимой с российской, в Венесуэле и Азербайджане ощутимых результатов не принесли. Страна лишилась серьезного источника доходов вообще и валютной выручки в частности.
В связи с запланированным повышением пошлин на иномарки в рамках создания Таможенного союза белорусы, действительно, весной текущего года создали ажиотажный спрос на валюту в попытке успеть купить вожделенный импортный автомобиль до 1 июля. Но этот фактор стал лишь спусковым крючком исчезновения валюты в свободной продаже. Объективно же в стране давно наблюдался недостаток валютных поступлений на фоне изобилия "зайчиков". Это хорошо видно по динамике роста дефицита платежного баланса.
Со сравнительно безобидных одного-двух миллиардов долларов дефицита платежного баланса в начале 2000-х этот показатель вырос до 6,39 миллиарда долларов в 2009-м и до 8,5 миллиардов долларов в прошлом году. При ВВП по обменному курсу в 55 миллиардов в том же году это неприемлемо много (более 15 процентов от ВВП), поэтому обрушения "зайчика" ожидали еще с января 2011 года.
Читайте также: ЕС накажет Белоруссию "ограниченно"
В ряде случаев заниженный курс национальной валюты является значительным конкурентным преимуществом во внешней торговле. Соединенные Штаты десятки лет критикуют Японию за использование этой уловки, а в последние годы требует от Китая укрепить юань. Однако для успеха стратегии заниженного курса нужно либо иметь большую часть ресурсов внутри страны, а не где-то закупать, либо объемы экспорта должны с большим запасом перекрывать размер критически необходимого импорта.
Посмотрим на структуру внешней торговли Белоруссии. Экспорт страны в 2010 году составил 25,35 миллиарда долларов, импорт - 34,47 миллиарда. На первый взгляд, учитывая размер ВВП Белоруссии (55 миллиардов долларов), страна активно вовлечена в мировую торговлю. С другой стороны, основные партнеры Белоруссии по экспорту - Россия (39 процентов объема реализации белорусского экспорта), Голландия (11 процентов), Украина (10 процентов).
Основные партнеры по импорту - Россия (обеспечивает 52 процента импорта в Белоруссию), Германия (7 процентов), Украина (5,5 процента), Китай (5 процентов). То есть упрощенная схема выглядит следующим образом. На долю России приходится более половины импорта Белоруссии, преимущественно углеводородов. Почти половину своей экспортной продукции Белоруссия реализует опять же на российском рынке.
Таким образом в руках Москвы находятся два рычага, напрямую влияющие на благосостояние соседнего государства: цены на энергоносители и открытость российского рынка для белорусских товаров. Учитывая непростой характер белорусского лидера, Кремлю часто трудно избежать соблазна потянуть за один из рычагов.
Вместе с тем, по мере согласования правил функционирования Таможенного союза, создания Единого экономического пространства один из рычагов становится все менее мощным, правила товарооборота - все более предсказуемыми. В этом направлении, видимо, и должны развиваться отношения между странами, строящими союзное государство. Позитивная динамика в построении взаимовыгодных отношений между участниками интеграционных процессов на постсоветском пространстве может привлечь новых партнеров. И наоборот.
Что касается поставок российского газа, то Белоруссия хоть и не получает голубое топливо по внутрироссийской цене, но все же оно достается Минску со значительной "интеграционной скидкой". Кроме того, 16 декабря стало известно о том, что Россия и Белоруссия переходят на новую формулу ценообразования при поставках российской нефти. Срок действия подписанного протокола - 2012-2015 годы.
В частности, на 2012 год предусматривается поставка в Республику Беларусь 21,5 миллиона тонн российской нефти, что на 3,5 миллиона тонн больше, чем в 2011 году. Такие рекордные объемы поставок дают основания предполагать, что стороны нашли формулу взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере.
Что ж, будем наблюдать за развитием экономической ситуации в Белоруссии. Первые выводы можно будет сделать, когда станут известны итоги года уходящего. Если отношения с Россией останутся на высоком уровне - у Белоруссии есть все шансы выйти из кризиса. В противном случае ее будущее безрадостно.
Читайте самое интересное в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.