Китай восстанавливает прерванную двумя месяцами ранее навигацию на крупнейшей в Юго-Восточной Азии реке Меконг. 11 декабря вышел в свой первый рейс специальный китайский антипиратский отряд из 200 полицейских, вооруженных автоматами и экипированными бронежилетами. В его распоряжении находятся пять быстроходных патрульных катеров с тяжелыми пулеметами, защищенными достаточно мощной стомиллиметровой броней. Первая миссия заключается в охране каравана из 10 грузовых судов.
Напомним, что судоходство на важнейшей для региона артерии было прервано после убийства 5 октября 13 китайских моряков, членов экипажа двух грузовых судов Huaping и Yu Xing 8. Они подверглись нападению вооруженной банды на участке Меконга в Таиланде в районе так называемого Золотого треугольника, приграничного района, где процветает контрабанда наркотиков.
Читайте также: Китайский дракон поглощает Таджикистан
Инцидент оказал негативное психологическое воздействие на остальные экипажи, работавшие на реке, и многие матросы просто уволились, что создало дополнительные трудности для осуществления навигации.
И хотя многие СМИ стран региона описали произошедшее как пиратское нападение, не направленное против китайских интересов, многие в Китае усомнились в этом. "Сомневающиеся" указывают на то, что нападавшие действовали слишком уж жестоко. Распространенные "пиратами" снимки вызвали бурю гнева в Поднебесной: у моряков перед расстрелом были связаны руки и залеплены липкой лентой глаза и рты.
Нельзя исключать, что это месть наркоторговцев за активную борьбу Поднебесной против наркотрафика. Впрочем, есть и другой вариант, согласно которому нападавшие шли дальше, ставя своей целью нарушить судоходство в регионе, нанеся тем самым удар по китайскому бизнесу.
Напомним, что река Меконг, известная в Китае под названием Ланьцанцзян, берующая начало на Цинхай-Тибетском плато, проходит по территории Китая, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама, впадая в Южно-Китайское море. Местами по ней проходит граница Лаоса с Бирмой и Таиландом.
Это главная транспортная артерия региона, играющая ключевую роль в экономике региона и важное значение в экономическом сотрудничестве Китая с соседними странами, учитывая ее важнейшее значение как транспортной магистрали в зоне свободной торговли Китай-АСЕАН.
Правда, в последние два года в связи с некоторым оживлением увядшего было "Золотого треугольника" Меконг стали особенно активно использовать для контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов, что не могло не вызвать ответной реакции КНР.
И последний инцидент заставил Китай оперативно отреагировать на произошедшее. В ноябре Поднебесная провела переговоры с соседями и фактически стала во главе "межмеконгской" антипиратской охраны. Вместе с китайскими полицейскими в операциях по охране навигации примут участие силовики из Таиланда, Лаоса и Мьянмы. Причем Китай обещал предоставить Лаосу и Бирме катера и средства связи для патрулирования и помощь в подготовке кадров.
Читайте также: Китай выгоняет США из Карибского моря
Вслед за этим в южной китайской провинции Юннань открылся штаб совместной операции пограничников четырех стран, а в Лаосе, Бирме и Таиланде — пункты связи, благодаря которым все эти страны будут оперативно информироваться о ситуации на реке. Дополнительно будет создана совместная рабочая группа для разработки методов дальнейшего обеспечения безопасности в регионе.
Как бы там ни было, организовав собственную антипиратскую охрану на стратегически важной водной артерии, Китай лишний раз демонстрирует, "кто на Меконге" хозяин.
Впрочем, недавний инцидент является далеко не главной проблемой страны. Как и в случае с другой "международной" рекой, Нилом, "соседи по Меконгу" не могут договориться об его использовании.
Главный камень преткновения — возведение гидротехнических сооружений. Напомним, что в начале декабря Лаос вновь поднял отложенный было полгода назад под давлением соседей вопрос о строительстве каскада ГЭС. Правительство страны рассчитывало на то, что этот амбициозный проект позволит поднять крайне слабую экономику этой страны, обеспечит все ее потребности в энергетике, а также даст возможность заработать на продаже энергии соседнему Таиланду.
Читайте также: Китайский ВМФ к войне готов
Впрочем, резко против этого проекта уже выступил Вьетнам, опасающийся, что реализация лаосского замысла приведет к дальнейшему обмелению Меконга и нанесет катастрофический удар по его сельскому хозяйству.
Правда, Китай чьего бы то ни было позволения на возведение подобных объектов даже не стал спрашивать. Это тот самый случай, когда "рост и вес имеют значение" в споре. Стоит заметить, что КНР, контролируя верхнее течение реки, имеет самое привилегированное положение в плане использования ее вод.
И вот зимой 2010-11 годов на Меконге произошло сильнейшее за последнее время обмеление, в чем многие страны региона обвинили китайскую сторону. Разумеется, последняя эти претензии решительно отвергает. А всем остальным остается "нападать" на более слабых, чтобы не допустить возведения новых плотин и вместе с тем экологической катастрофы.
Читайте также: Китай включается в битву за Арктику
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.