Болгария приняла решение выйти из проекта по сооружению газопровода Бургас — Александруполис. Об этом 7 декабря заявили сразу два болгарских министра. И это не единственный случай, когда болгарские власти не желают выполнять контракты с Россией.
Министры экономики и туризма и финансов Болгарии Трайчо Трайков и Симеон Дьянков заявили, что Болгария собирается расторгнуть договор с Россией и Грецией о строительстве вышеозначенного нефтепровода, заключенный в 2007 году. Дьянков пояснил, что болгарскую сторону не устраивают финансовые условия четырехлетней давности. Тем самым намеченная на 14 декабря встреча, где должна была обсуждаться судьба трубопровода, становится бессмысленной.
Соглашение подразумевало возведение трубопровода общей протяженностью 280 километров из болгарского черноморского порта Бургас в греческий Александруполис, стоящий на Эгейском море. Стоимость проекта оценивалась в сумму от одного до полутора миллиардов долларов. Предполагалось, что он позволит несколько разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Нефть из России хотели танкерами доставить в Бургас, и далее — по трубе в Александруполис.
Читайте также: Болгария перекрыла… непостроенную российскую трубу?
Стороны договорились создать компанию-оператора проекта Trans-Balkan Pipeline B. V. Трем российским компаниям ("Транснефти", "Роснефти" и "Газпром нефти") принадлежало по 17 процентов. Болгария и Греция поделили между собой оставшиеся 49 процентов. Спустя некоторое время после подписания документа наступил кризис. В Греции наступило преддефолтное состояние, найти средства на проект стало очень тяжело. Однако греки при любом правительстве от проекта не отказывались.
Иное дело — болгары. Соглашение в 2007 году подписывало социалистическое правительство во главе с выпускником МГУ Сергеем Станишевым, которое относилось к России благосклонно. Но летом 2009 года наступили иные времена. К власти пришли правые во главе с лидером партии "ГЕРБ" Бойко Борисовым. Их программа была изначально направлена на укрепление взаимодействия с Западом. Соответственно, проекты с российским участием превратились в нечто вторичное.
Еще два года министр финансов Дьянков сообщил, что по Болгарии слишком сильно ударил мировой кризис, а потому денег на реализацию российских проектов нет. Дело касалось и строительства АЭС в Белене, и газопровода "Южный поток", и нефтепровода Бургас — Александруполис. Болгарские министры открытым текстом говорили, что не хотят увеличения финансовой зависимости от России. А вот о проектах ITGI (Италия — Турция — Греция), Трансадриатического газопровода и особенно Nabucco, которые реализуются без участия нашей страны, ничего похожего не говорилось.
Читайте также: Болгария дала "уговорить" себя на "Южный поток"
Однако от однозначного ответа на прямые вопросы по поводу российских проектов болгарские власти уклонялись. То они соглашались, то не соглашались, то передумывали. В июле 2010 года премьер Борисов, наконец, согласился на "Южный поток". С "Белене" ситуация подвисла — новый президент страны Русен Плевнелиев не сказал ничего определенного.
Та же свистопляска закрутилась вокруг нефтепровода Бургас — Александруполис. То болгарам он не нравился из-за вреда экологии черноморского побережья, то они готовы все рассмотреть заново. Все последние годы задолженность болгарской стороны росла, как на дрожжах. К моменту выхода из проекта она достигла 7,3 миллиона долларов.
"Болгарские власти избрали очень оригинальный подход в вопросе о строительстве нефтепровода. Сначала они были категорически с ним не согласны, потом они затеяли экологическую экспертизу. Примерно месяц назад было доказано, что никакой угрозы экологии нет. Бургас — Александруполис признали проектом, отвечающим интересам страны. И вот они решили окончательно выйти из проекта. Очевидно, что ни у них, ни у греков сейчас денег нет. России пришлось бы платить за все одной", — оценил в интервью "Правде.Ру" поведение Болгарии экономический эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Но не факт, что болгарами двигали только соображения экономии. Проект нефтепровода, как и "Южный поток" и АЭС в Белене, изначально не нравился не только нынешним властям Болгарии, но и многим в Европе и США, на которых Борисов и его команда ориентируются. Не исключено, что на Западе "тихо попросили" прикрыть российские проекты, и болгарские власти шли на все новые уловки, чтобы не выполнить принятые на себя обязательства. Что же это — политика и проявления антироссийского курса?
Читайте также: Болгария объявила охоту на "ведьм КГБ"
"Нынешняя болгарская власть активно противодействует проектам с участием России. Здесь можно вспомнить не только "Белене", "Южный поток" и Бургас — Александруполис, но и строительство энергосети, ведущей в Македонию. Есть и другие российские проекты, которые властям стали неинтересны, и они предпочли иметь дело с компаниями из западных стран. Они явно делают ставку на газопровод, который придет к ним из Турции. Но чем его наполнить? Иран не станет продавать газ в Европу, да и азербайджанского месторождения Шах-Дениз явно не хватит", — подчеркнул Абзалов.
"Конечно, России хотелось бы расширить поставки топлива по южному маршруту. Но если проект Бургас — Александруполис придется свернуть, никакой трагедии не случится. Те же Босфор и Дарданеллы можно обойти не только по северному, но и по южному маршруту — по территории Турции. Впрочем, и с Болгарией дело может сложиться по-другому. К власти через некоторое время может прийти другое правительство, и не исключено, что оно будет придерживаться иной точки зрения, нежели правительство Борисова", — продолжил эксперт.
По мнению Абзалова, положение может измениться даже при нынешнем болгарском правительстве. "Сегодня Болгария находится в трудном положении. Деньги, которые бы поступили в ее казну от участия в "российских" проектах, ей точно не помешают. Кроме того, перед властями стоит проблема занятости, и с ней тоже что-то надо делать. Так что, оказавшись перед необходимостью решать эти проблемы, Борисов и его команда могут стать сговорчивее", — заключил эксперт.
Как бы то ни было — России придется что-то делать, чтобы меньше зависеть от причуд болгарской власти. Но беда в том, что обойти болгарскую территорию очень сложно — только по территории Украины и Румынии. А у их властей капризов, как минимум, не меньше. Может, увеличить танкерный флот? Или экспортировать нефтепродукты? В противном случае мы обречены на зависимость от политической конъюнктуры в той или иной стране. А долгосрочные проекты таким образом не делаются.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.