Глобальные перемены на Ближнем Востоке, вызванные эпидемией революций, могут существенно повлиять на судьбы целых народов. Израиль (по понятным причинам) не скрывает своих опасений в связи с усилением позиций исламистов в Египте, Сирии, Ливии и Тунисе. Между тем, во многих ближневосточных государствах проживают тысячи евреев, которым небезразлично, кто придет к власти по завершении арабских революций.
Если тема арабо-израильского конфликта традиционно у всех на слуху, то о положении евреев в мусульманских странах известно не так много. Прежде всего следует отметить, что все, кто хотел уехать, уже давно покинули Египет, Сирию и Ливан. Те, кто остались, как правило, сохраняют лояльность по отношению к властям и мирно сосуществуют с арабами.
Численность общин в приграничных с Израилем государствах невелика: от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Между тем еще в первой половине ХХ века во многих арабских странах численность еврейских общин была достаточно велика. Большинство приверженцев иудаизма жили в условиях относительного экономического благополучия.
Читайте также: "Железные кулаки" против США и Израиля
Одной из древнейших считается еврейская община в Ираке, которая ведет свою историю с VI века до нашей эры, со времен правления вавилонского царя Навуходоносора. К началу XX века численность евреев здесь составляла 120 тысяч человек. После того, как англичане покинули страну (в начале 1930-х годов), начались преследования и погромы.
Во время Второй мировой войны Великобритания воевала в Ираке против переметнувшегося на сторону немцев мятежника Рашида Али Гайлани. Англичанам не удалось предотвратить Багдадский погром 1941 года, жертвами которого стали 175 человек. Аресты и неоправданные увольнения с работы евреев продолжились и в 1950-х-1960-х годах. Однако благодаря легализации эмиграции в Израиль Еврейскому агентству удалось организовать массовый выезд евреев из Ирака.
В ходе массовой эмиграции в начале 1950-х годов страну покинули более 100 тысяч человек. Ныне в Ираке проживает около 100 евреев. Они вынуждены вести замкнутый образ жизни, опасаясь преследований со стороны экстремистов. В Багдаде есть одна действующая синагога, при которой действует организационный комитет, представляющий интересы общины.
Читайте также: Странная эйфория после возвращения Шалита
История египетских евреев в XX веке, по сути, мало чем отличается от истории евреев Ирака. К 1922 году численность евреев в этой стране достигла 80 тысяч человек. Националистические группировки активизировались в Египте после провозглашения независимости Израиля. Кровопролитная арабо-израильская война, начавшаяся в мае 1948 года, не могла не сказаться на положении евреев в Египте.
На официальном уровне преследования получили свое оформление и в законодательных актах. В частности, был издан декрет, запрещающий евреям покидать страну. Начались массовые аресты, сопровождающиеся конфискацией имущества. Добиться разрешения на выезд из страны можно было, только пожертвовав крупную сумму денег в "Солдатский фонд". После погромов 1952 года Египет покинули 25 тысяч евреев.
В результате июльской революции к власти пришел генерал Моххамед Нагиб, провозгласивший принцип религиозной свободы. Казалось бы, положение еврейской общины несколько улучшилось. Однако уже через два года к власти пришел Гамаль Абдель Насер, и снова начались погромы и аресты.
Только после смерти диктатора в 1970 году наступило некоторое улучшение в положении евреев. К этому времени их осталось в Египте около 300 человек. К началу 2000-х годов молодежи здесь практически не осталось: последняя еврейская свадьба была сыграна в 1984 году. В настоящее время в Египте проживает всего около 30 евреев.
Читайте также: Почему Израиль не хочет мира в Палестине
До 1967 года довольно многочисленной была еврейская община Ливана (14 тысяч человек). После гражданской войны, развязанной палестинскими боевиками, евреев в стране почти не осталось. В Турции еврейская община насчитывает 23 тысячи человек, в Тунисе — 1500, в Йемене — 280.
В Сирии в середине прошлого века проживало 30 тысяч евреев, сегодня же осталось 200 человек. Между тем, недавно в Сирии началась реализация масштабного проекта, в рамках которого будут отреставрированы десять старейших синагог страны. Проект осуществляется при финансовой поддержке еврейской общины Сирии и президента страны Башара Асада. Не исключено, что таким способом сирийский лидер хочет показать светский, неисламский характер своего государства.
Больше всего евреев в Иране — более 25 тысяч человек. Несмотря на то что между Тегераном и Тель-Авивом продолжает расти напряженность, положение диаспоры остается относительно стабильным. В стране насчитывается 40 синагог, разрешены еврейские школы и детские сады. Кроме того, в столице имеется еврейский дом престарелых и еврейская библиотека. Здесь позаботились и о политических правах национальных и религиозных меньшинств. Евреи имеют своего представителя в иранском парламенте.
XX век принес евреям Ближнего Востока тяжелейшие испытания. В Сирии, Египте, Ливане их остались единицы. Вместе с тем, некоторые арабские лидеры, заинтересованные в укреплении имиджа, как на Востоке, так и на Западе, демонстрируют свою приверженность принципам толерантности и религиозной терпимости. Не случайно Башар Асад поддержал еврейскую общину Сирии.
Несмотря на усиление позиций радикального ислама, правительства таких стран, как Египет, Сирия, Тунис, Йемен, не заинтересованы в ущемлении прав евреев внутри страны. Гораздо выгоднее играть на антиизраильских настроениях: ведь именно Израиль, по замыслу политтехнологов, должен выступать в глазах мировой общественности как несправедливая сила, попирающая права угнетенных палестинцев.
Тем не менее, в случае полномасштабной войны одной или нескольких арабских стран с Израилем последствия для малочисленных еврейских общин Ближнего Востока могут быть очень тяжелыми.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.