Ситуация в Египте накануне намеченных на 27 ноября парламентских выборов становится все более взрывоопасной. Как и в начале года, на площади Тахрир в Каире рекой льется кровь. Под давлением улицы ушло в отставку правительство. Агрессия выплеснулась даже на решившуюся на откровенную фотосессию бывшую студентку.
До начала последних событий на площади Тахрир о Египте вспомнили в связи с весьма пикантной историей. 20-летняя бывшая студентка одного из американских университетов Алия аль-Махди выложила на страницах в соцсетях свои откровенные фотографии. Далее шел текст, который в патриархальной мусульманской стране сочтут политическим. В своем "Дневнике бунтарки" Алия аль-Махди требует освободить женщин от господства мужчин. Она обращается "к обществу насилия, расизма, дискриминации по половому признаку, сексуальной агрессии и лицемерия".
Судя по первым записям Алии, часть интернет-сообщества и журналисты заключили, что она чуть ли не активистка "Движения 6 апреля". Правда, в итоге сама девушка заявила, что никогда не была формальной участницей этого "6 апреля". Но джинн уже был выпущен из бутылки. Консервативные силы стали угрожать ей расправой, необязательно от рук религиозных фанатиков (хотя и таковых вполне хватает), а обращением в прокуратуру с жалобой на "разжигание духа непристойности, нанесение ущерба морали и оскорбление Ислама". Левые либералы аккуратно дистанцируются от "голой революционерки".
Читайте также: Египетским христианам угрожает гибель
Тем временем в минувшие выходные на площади Тахрир опять собралась внушительная толпа, в которой явно выделялись исламисты. В такой ситуации 40 израильтянок решили морально поддержать Алию. Они организовали в социальных сетях акцию в ее поддержку под названием "Любовь без границ". Инициатор акции Ор Теплер пригласила представительниц слабого пола "ненасильственным и законным путем оказать поддержку женщине, которая, как и мы, молода, амбициозна, полна надежд и, похоже, имеет развитое чувство юмора".
Но юная египтянка, бросившая вызов традиционным для своей страны устоям, быстро отошла в тень. Собравшиеся на площади Тахрир потребовали отставки правительства Военного совета, в руках которого была сконцентрирована власть после падения в начале года режима экс-президента Хосни Мубарака. Среди демонстрантов преобладали сторонники "Братьев-мусульман" и даже более радикальных исламистов. Дело дошло до столкновений с полицией, которое продолжались вплоть до ночи с понедельника на вторник, жертвами стали не менее 28 человек.
Демонстранты частично добились своих требований. Кабинет министров во главе с Исамом Шарафом подало в отставку, но Военный совет не стал принимать ее сразу под предлогом необходимости все тщательно взвесить и найти кандидатуру главы переходного правительства. В качестве такого человека чаще других называли имя бывшего главы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи. Но дело с его назначением затянулось — толпа на Тахрире расходиться не собиралась.
Читайте также: Египет в пучине "вечной революции"
Активисты вышеупомянутого "Движения 6 апреля" заявили, что не уйдут с площади до тех пор, пока военные не назовут точную дату передачи власти гражданской администрации. Вечером 22 ноября на Тахрир вновь стали прибывать люди, возобновились столкновения с полицией. "Братья-мусульмане" осудили применение силы со стороны стражей порядка, но от организации новой акции предпочли откреститься. А полицейские тем временем решили держать оборону непосредственно возле здания своего ведомства, находящегося близ Тахрира.
Тем временем сотрудники каирского аэропорта поддержали призыв некоторых политических партий устроить забастовку. Они разлеглись прямо на взлетно-посадочной полосе, требуя повышения зарплаты на 80 процентов, и полиция не стала их разгонять. В результате вылететь из египетской столицы стало затруднительно. Отреагировали на происходящее и на Каирской бирже. Главный ее индекс EGX-30 упал почти на 4,5 процента, и торги пришлось приостановить.
Поздно вечером 22 ноября с обращением к нации выступил глава Высшего совета вооруженных сил Хусейн Тантауи. Он объявил о том, что принял отставку правительства, однако попросил министров исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета. Он также исполнил требования улицы и назвал дату передачи власти новому гражданскому руководству: это произойдет после президентских выборов, которые состоятся не позднее 30 июня 2012 года.
Читайте также: Грозные перспективы революции в Египте
Такое решение совершенно не устроило демонстрантов на Тахрире. "Мы не повторим ошибку и не уйдем с площади, пока военные не уйдут из власти", — было написано на одном из плакатов. "Политика — не дело военных! Возвращайтесь в казармы", — скандировали люди. По их мнению, на смену военным должны прийти "президентский совет", куда вошли бы все кандидаты в президенты. И возглавить новый орган должен экс-директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.
Ночь в Каире опять выдалась бурной. Общее число погибших на площади Тахрир достигло 31 человека, количество пострадавших превысило 700. Столкновения протестующих с полицией были отмечены также в Александрии, Исмаилии, Порт-Саиде. А на каирской площади Аббасия прошла еще и контрдемонстрация сторонников Высшего военного совета. Похоже, затихнет Египет не скоро.
Насколько Высший военный совет контролирует обстановку в Египте? Кто стоит за последними волнениями? Скоро ли протесты пойдут на спад? Ситуацию в интервью "Правде.Ру" комментирует эксперт по Ближнему Востоку из Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
"Среди протестующих заметны исламисты, но не только они приложили свою руку к тому, что народ снова вышел на площадь Тахрир. Свою роль сыграла и инерция событий начала года, когда волнения привели к отставке президента Мубарака. У многих демонстрантов возникла иллюзия, что теперь они управляют Египтом. Но это только иллюзия. Египтом толпа не управляет. И демонстрации в скором времени сойдут на нет.
Читайте также: Исламисты взорвут Египет по алжирскому сценарию
Несмотря на то что обстановка в Египте оставляет желать лучшего, Высший военный совет контролирует ее. Люди в погонах ведут себя значительно жестче, чем свергнутый в начале года многолетний лидер страны Хосни Мубарак. В то же время военные действуют не только жестко, но и грамотно, проводя консультации с политическими партиями.
Ситуация, наверняка, будет развиваться по турецкому сценарию. Он подразумевает формальный отход от власти при пристальном наблюдении за развитием политических процессов. Такой контроль может осуществляться через своего кандидата в президенты (например, Омара Сулеймана), через контроль за парламентом. И если что-то пойдет не так — армия вмешается. Так не раз случалось в Турции, и к тому же движется Египет.
Избрание главой правительства Мухаммеда аль-Барадеи военным очень удобно. Этот человек не пользуется очень большой популярностью в Египте — в отличие, например, от бывшего генсека Лиги арабских государство Амра Мусы. Исламисты не считают его за своего, семья бывшего гендиректора МАГАТЭ живет в Италии. Тем самым есть все условия для образования союза либералов и военных против исламистов.
Да и те же исламисты (которые, наверняка, займут много депутатских мест по итогам выборов 27 ноября) не представляют собой монолит. "Братья-мусульмане" раскололись на умеренных и радикальных. Первые во главе с Мухаммадом Бади еще при Мубараке были "встроены в систему", проводили своих депутатов в парламент под видом независимых кандидатов. Другое дело, что от них откололись радикалы, устраивающие нападения на христиан, взрывы газопроводов. И хотелось бы, чтобы в парламент все же прошла умеренная часть исламистов".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.