Судя по реакции руководства Таджикистана, пока оно не намерено пересматривать обвинительный приговор, вынесенный гражданину Эстонии Алексею Руденко и гражданину России Владимиру Садовничему, согласно которому, они должны провести ближайшие 8,5 лет за решеткой. Суд в Таджикистане признал их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. И это несмотря на то что они выполняли международный рейс и совершили на таджикской территории вынужденную посадку.
Напомним, что история с их задержанием произошла еще в марте этого года. Однако до сих пор, по мнению экспертов, российские власти не предпринимали необходимых усилий для их освобождения. Более того: прошло два дня с момента вынесения приговора, но никаких очевидных успехов в разрешении этого дела пока не наблюдается.
Каким образом может Россия воздействовать на таджикское руководство? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин:
— Нужно отметить, что мы проглядели подобное развитие ситуации, хотя она развивалась уже более полугода практически на всех уровнях: на официальном, на дипломатическом и на общественном. И если бы не достаточно острая реакция наших СМИ, возможно, не было бы и той реакции и тех, пусть и ограниченных, но все же действий, которые мы видим сейчас.
Читайте также: Русский заложник таджикского царька
Теперь же, с вынесением приговора, ситуация коренным образом меняется. Разумеется, можно приветствовать поручения нашего президента предпринять соответствующие действия, равно как и реакцию МИД. Однако важно, чтобы они не остались без конкретного результата, которым в данном случае можно считать освобождение летчиков.
Разумеется, что в данной ситуации этому может способствовать лишь обсуждение проблемы на самом высшем уровне. Однако пока поводов для оптимизма не особенно много. Достаточно указать на совершенно анекдотичную ситуацию, при которой министр иностранных дел Лавров не может два дня дозвониться до своего таджикского коллеги.
Но почему же тогда не использовать для этого имеющиеся площадки СНГ, куда входят и Россия, и Таджикистан? Причем сейчас в Санкт-Петербурге проходит соответствующий форум, а в Душанбе продолжается плановый саммит глав спецслужб стран СНГ. Так что этот вопрос вполне мог бы быть там поднят.
Правда, надо оговориться, что за последнее время в своих делах по СНГ мы настолько грешили политкорректностью, что наши возможности здесь для решения конфликтных ситуаций уже в значительной степени атрофировались.
— Почему же мы допустили подобное развитие ситуации, когда далеко не передовая страна открыто унижает Россию, за счет которой, по сути, и живет? Можно ли представить себе ситуацию, когда, скажем, в схожей ситуации оказываются Сенегал и Франция?
— Последние параллели не совсем уместны, поскольку далеко не отражают характера взаимоотношений между Россией и Таджикистаном, равно как и зависимости последнего от нас, а также масштаба взаимодействия двух стран. Разумеется, что никакая серьезная уважающая себя страна не позволит к себе так относиться.
Читайте также: Почему Россия не защитит Бута и Ярошенко
Можно хоть как-то понять, почему США не заметили заявлений нашего МИДа по делу Бута. В данном случае у нас просто руки коротки, чтобы изменить ситуацию. Но Таджикистан входит практически во все наши интегральные объединения и во многом зависит от нас.
А подобное развитие ситуации с нашими людьми произошло во многом потому, что вопросом попавших в беду летчиков не занимались. Возможно, просто потому, что не хотели. А это лишний раз доказывает, что во многом в своем развитии мы движемся по инерции прежних лет, когда судьба отдельно взятого человека не сильно волнует, казалось бы, большую и сильную, как мы себя позиционируем, по крайней мере, на словах, державу.
Правда, я слышал точку зрения, согласно которой, мы сознательно не предавали гласности наши усилия в деле освобождения летчиков в силу определенных причин. Допустим. Но почему, в таком случае, Руденко и Садовничий сели за решетку, и на такие сроки?
Как бы там ни было, но до последнего времени складывалось впечатление, что представители нашей стороны словно набрали в рот воды. А это позволяет таджикским политологам обвинять нас в том, что мы сами ничего не делали для решения вопроса о своих людях. И, к сожалению, не в последнюю очередь подобная ситуация наблюдается потому, что во многом эффективность работы тех или иных дипломатов в МИД оценивается по результатам выстраивания отношений с властями той или иной страны.
При таком подходе защита соотечественников никак не может отвечать таким стремлениям, и поэтому многие наши дипломатические представители предпочитают не замечать проблемы со своими гражданами, чтобы не портить отношений на местах и не создавать угрозы своей карьере по месту службы. Эту тенденцию надо решительно прекращать.
— Какие цели преследует таджикское руководство? Попытка использовать ситуацию для получения займа с тем расчетом, что его потом благополучно спишут?
— Судя по всему, пока четких требований на этот счет оно не изложило. Но можно предвидеть, что в той или иной мере желания Рахмона будут касаться денежного вопроса. Возможно, речь будет идти о возможности дополнительного взимания с нас денег за военную базу, наличие которой во многом и позволяет ему сохранять власть. Есть и другой вариант: получение денег на достройку проекта вроде Рогунской ГЭС и т.д.
— Если Рахмон сознательно отказывается от диалога по этому вопросу, то почему бы его к этому не принудить? Ведь возможностей для этого масса. Как известно, Таджикистан в значительной степени живет за счет денег гастарбайтеров. Почему бы не подумать об ограничении почти бесконтрольных денежных переводов из России в Таджикистан и о введении визового барьера?
— Разумеется, в том случае, если таджикское руководство будет затягивать решение вопроса, нам неизбежно придется пойти на определенные меры воздействия. Ведь уязвимых мест у Рахмона, который очень сильно заинтересован от нас в материальном плане, достаточно. И дело не только в трудовых мигрантах. Тем более, что не стоило бы дополнительно накалять страсти. Я бы предпочел наказывать не простых людей из Таджикистана, а наносить точечные удары по интересам представителей властей Таджикистана. Некоторые политологи указывали, что на российской территории, к примеру, находятся принадлежащие таджикскому руководству объекты.
Читайте также: Таджикские мигранты опять обиделись
А можно пойти по пути Запада, который публикует списки чиновников тех или стран, которым закрыт въезд. В отношении деятелей из Таджикистана в нашем случае это была бы очень действенная мера.
Но если мы столкнемся со стремлением Таджикистана попиариться на унижении России, то далее можно подумать и об аресте определенных активов и запрете на денежные переводы в Душанбе. Однако мы не должны терять лица и вести себя одновременно жестко, но уважительно.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.