Легендарный революционер Даниэль Ортега сохранил за собой пост президента Никарагуа. По результатам состоявшихся 6 ноября выборов он набирает 62,65 процента голосов избирателей и одерживает таким образом победу уже в первом туре.
Представитель действующего президента, а по совместительству и его жена, Росарио Мурильо, охарактеризовала данный результат как "победу христианства, социализма и солидарности".
Напомним, что путь Ортеги к власти был непрост. С 15 лет он являлся активным участником борьбы против диктаторского режима Сомосы и не раз побывал в его застенках.
Способности Ортеги и готовность отдать за революционные убеждения жизнь помогли ему уже в 20-летнем возрасте стать одним из лидеров Сандинистского фронта национального освобождения. На его счету немало успешных партизанских операций сандинистов, в том числе и участие в экспроприации средств отделения Bank of America.
Читайте также: Китай выгоняет США из Карибского моря
Благодаря советской и кубинской помощи в 1979 году сандинисты приходят к власти и отражают удары контрас, направляемые ЦРУ. В это же время начинается строительство социализма при поддержке СССР.
Однако его режим не был диктатурой. Например, уже с 1985 года он руководил страной как законно избранный президент. А в 1990 году он, лишившись советской финансовой помощи, признал свое поражение на выборах оппозиции и уступил президентское место "ставленнице США".
Однако ему удалось вновь его занять после выборов 2006 года. Тем не менее, Ортеге пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться у кормила власти, поскольку, в соответствии с действующей Конституцией страны, он не мог переизбираться два раза подряд. Впрочем, ему удалось обойти этот запрет благодаря принятому в октябре 2009 года решению Верховного суда страны.
Как же удалось удержаться у власти пожилому 66-летнему революционеру? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов:
"Во-первых, победа Ортеги органически вписывается в тот самый левый поворот стран региона, который мы наблюдали на примере развития ситуации в Венесуэле, Боливии и Эквадоре в 2008-09 годах и который свидетельствует о нежелании значительной части местного населения жить по указке Вашингтона.
Кроме того, нельзя не учитывать и общемировой финансовый кризис, который затронул даже такую, казалось бы, капиталистическую твердыню, как США. Это дополнительно стимулировало популярность левых идей.
Во-вторых, Ортега является очень харизматичным лидером, на фоне которого его противники заметно проигрывают. Те ценности, к которым он апеллирует, здесь давно в цене. Я имею ввиду его антиамериканизм, а также идею развития по особому, отличному от западного, пути.
А его конкуренты, пользовавшиеся поддержкой США и призывающие к демократии и развитию свободных рынков, изначально находились в уязвимой позиции. О каких либеральных ценностях применительно к Центральной Америке вообще и Никарагуа в частности, можно говорить? Порой диву даешься, как безграмотно подходят на Западе к ведению политики в странах Карибского бассейна. Ну о какой демократии и о каком рынке можно говорить в регионе, где этим никогда и не пахло?
Читайте также: Никарагуа заставит США платить за терроризм
США шли к демократии сотни лет, а в Никарагуа, как и во многих других странах региона, еще несколько десятков лет назад существовала самая настоящая диктатура, при которой ни о каких правах человека даже не заикались. Причем до прихода к власти Ортеги с момента обретения независимости в Никарагуа как раз и существовала своего рода диктаторская традиция. Один страшный режим угнетения, ориентированный на США, сменял другой. Народ был полностью бесправен. Но американцев разного рода Самосы, бывшие послушными проводниками их политики в регионе, вполне устраивали. Ортега же дал никарагуанцам свободу. И бороться с ним проамериканским ставленникам трудно хотя бы в силу вышеизложенных исторических причин.
И в-третьих, нельзя не учитывать мощной поддержки, оказываемой Ортеге со стороны Чавеса. В первую очередь, речь идет о поставках по бросовым ценам нефтепродуктов и о направлении в Никарагуа технических кадров. И кстати, именно Венесуэла стояла за первым возвращением Ортеги, который за ее счет решал энергетические проблемы целых департаментов своей страны".
Официальное издание "Голос сандинизма" в этой связи с гордостью отмечает, что ни о каком административном ресурсе в данном случае речи не идет и что никарагуанцы своим голосованием выразили одобрение его курса, направленного на поддержку здравоохранения, образования и социальной защиты бедных слоев населения. Представители Ортеги также указывают на то, что его победу в первом туре предсказывали такие авторитетные рейтинговые западные компании, как M&R и CID Gallup.
Впрочем, далеко не все западные политологи приняли победу Ортеги как "выражение истинной воли народа". Они указывают на то, что незадолго до голосования значительная часть населения Манагуа не получила необходимых документов для участия в выборах. А раз так, то и отношение к избранию Ортеги они обещают соответствующее.
Как бы там ни было, победа Ортеги знаменательна еще и грядущим вытеснением оппозиции из парламента, которая проваливала его законопроекты. Теперь, судя по всему, эта помеха будет устранена. Ведь параллельно в Никарагуа прошли и парламентские выборы, на которых сандинисты заметно улучшили свои прежние результаты.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.