Иран умело использует соседний Оман в своих интересах, внося разлад в ряды своих противников

Оман - "троянский конь" Ирана

Иран умело использует соседний Оман в своих интересах, внося разлад в ряды своих противников. И это наглядно проявилось в ходе последних весенних заседаний Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Саудовская Аравия и ее сателлиты пытались через нее в моменты обострений 2011 года наказать Иран "за вопиющее вмешательство Ирана в Кувейте и Бахрейне". Однако благодаря позиции Омана и Катара эта организация так и не смогла предпринять ничего серьезного против Исламской Республики.

Сближение Омана с Ираном было обусловлено целым комплексом причин. Во-первых, в Омане очень высок авторитет Ирана как региональной сверхдержавы, влияние которой не позволяет третьим силам вести политику в ущерб оманским интересам.

Во-вторых, нельзя не отметить геостратегическое положение двух стран, которые контролируют выход из Ормузского пролива, зоны жизненно важных интересов не только Ирана и Омана, но и многих других стран. Не случайно его называют "нефтяными воротами" Персидского залива, через которые, по разным данным, ежегодно проходит от 35 до 40 процентов транспортировки "черного золота" в мире.

А это, в-третьих, обуславливает взаимное военное сотрудничество. Султан Омана Кабус прекрасно помнит о том, что главную роль в разгроме сепаратистов Дофура, угрожавших единству страны в начале 1970-х годов, сыграли даже не британские спецназовцы из SAS, сколько посланный сюда иранским шахом специальный экспедиционный корпус.

После Исламской революции 1979 года, приведшей к падению союзного оманскому султану монархического режима в Иране, военное сотрудничество было временно свернуто. Однако теперь оно может возродиться. Это особенно отчетливо заметно в последние два года. Взять хотя бы то, что Маскат и Тегеран разрабатывают совместные военные учения, явно направленные против третьей страны.

Скорее всего, речь в данном случае идет о непростой ситуации в соседнем Йемене, которая крайне негативно отражается на положении в Омане. Кабус прекрасно помнит о том, что дофурские сепаратисты в свое время подняли голову под влиянием йеменских революционных процессов. Так что, возможно, уже в ближайшем будущем Ирану придется снова сыграть важную роль в оманской судьбе.

В-четвертых, немалую роль играют и исторические корни. В I тысячелетии нашей эры территория Омана входила в состав Сасанидского Ирана. И страны до сих пор помнят о взаимных тесных кровно-родственных племенных связях.

Читайте  также: Оман снимает кризис между США и Ираном

В-пятых, все большую роль в развитии двусторонних отношений играют торгово-экономические связи и прежде всего реализация совместных проектов в освоении нефтяных месторождений. За последние два года заметно вырос и торговый оборот между двумя странами. Например, только иранский экспорт в Оман вырос за это время на 40 процентов.

Многие иранские компании самого разного спектра годами работают в Омане, пользуясь особой поддержкой местного правительства и предлагают, по признанию министра иностранных дел Омана Юсифа бен Алави, "хорошие услуги".

И стороны еще далеко не использовали имеющийся потенциал. Достаточно упомянуть о том, что в ходе недавней встречи со своим иранским коллегой Манучехром Моттаки Юсиф бен Алави выразил заинтересованность в Иране как государстве-транзитере грузов из стран Центральной Азии и как поставщике газа.

В-шестых, немаловажным фактором, способствующим прогрессу ирано-оманских отношений, является то, что в Омане в отличие от прочих монархий Аравийского полуострова, мало шиитов, которые к тому же не испытывают таких гонений, как их собратья в Бахрейне.

Все это положительно отражается и в плане политическом. О характере развития отношений двух стран наглядно говорит и динамика общения их руководства.

Читайте также: Революция на родине Синдбада-морехода

Визит, совершенный в 2009 году в Исламскую Республику султаном Кабусом стал настоящим прорывом в ирано-оманских отношениях, поскольку это было первое с момента Исламской революции в Иране 1979 года официальное посещение оманским лидером этой страны. С тех пор представители высшего иранского руководства также уделяют повышенное внимание своему оманскому соседу. Чаще они проводят личные встречи разве что с представителями Катара.

В любом случае, пример отношений с Оманом наглядно демонстрирует гибкость подхода Тегерана в отношениях со своими соседями, что не позволяет Саудовской Аравии сколотить единый антииранский фронт.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить