Миротворческий контингент KFOR, подчиняющийся НАТО, силой разогнал косовских сербов, возведших баррикады близ двух контрольно-пропускных пунктов на границе края с основной частью Сербии. Тем самым сделан еще один шаг в фактическое превращение административной границы между Косовом и Сербией в государственную. А косовских сербов Запад силой отдает на растерзание албанцам.
Напряжение на контрольно-пропускных пунктах "Ярине" и "Брняк", призванных разделить Сербию и все еще населенную сербами северную часть Косова, начало нарастать летом текущего года. 20 июля албанские власти края запретили ввоз любых товаров из Сербии, сославшись на то, что та не признает косовских пограничников и таможенников.
Читайте также: Север Косова отбирают у Сербии
Однако на практике полностью осуществить блокаду границы не получилось. Северные районы края, населенные сербами, подчинялись не Приштине, а Белграду. И свободное перемещение товаров продолжилось через отделяющие их от основной части Сербии КПП "Ярине" и "Брняк".
И 25 июля премьер Косова Хашим Тачи отдал своему полицейскому спецназу распоряжение занять два КПП. "Цель заключается в обеспечении правопорядка на всей территории Косова. Нельзя вечно терпеть, что наш суверенитет нарушается, а часть страны используется для контрабанды", — прокомментировал свои действия Тачи. То, что данный приказ противоречил существующим договоренностям, согласно которым, контроль на "Ярине" и "Брняке" осуществляют представители EULEX (полицейских сил ЕС), его явно не смутило.
Взятие под контроль двух КПП означало бы полный отрыв сербских районов Косова от основной части Сербии. Естественно, что сербы воспротивились такому решению, между ними и косовским спецназом начались столкновения. Албанцы захватили "Брняк", официальный Белград пытался протестовать. Было достигнуто соглашение об отводе албанцев, но те только сделали вид, что уходят. Сотрудники EULEX не спешили выгонять косоваров, те в итоге ушли. На "Ярине" албанцы не попали — сербы успели построить баррикады на подъезде к нему.
Читайте также: Косово — край поруганных святынь
Судя по всему, все свои действия Тачи согласовывал с руководством западных стран. Во всяком случае, приехавшая в августе в Белград канцлер Германии Ангела Меркель поддержала планы албанцев и призвала Сербию "устранить параллельные органы власти в Косове". Читай — сдайте соплеменников на растерзание албанцам, признайте отделение Косова, а мы вас в ЕС (может быть) примем.
Получив одобрение крупнейшей страны Евросоюза, 16 сентября косовские албанцы предприняли очередную попытку захвата КПП. На сей раз всяческое содействие им оказывали и силы KFOR, и EULEX. Местные сербы подготовились, снова окрестные дороги перегородили баррикады. Запад и власти Косово неоднократно призывали их "подчиниться", но те не собирались. Тогда командование сил KFOR пригрозило применить силу.
Операцию по демонтажу баррикад предполагалось начать 17 октября, но немецкие миротворцы, составляющие костяк расквартированных на севере Косова сил KFOR, предприняли попытку договориться с сербами и убедить их разобрать баррикады. Сербы выдвинули условие: они разберут баррикады после того, как прибывшие сюда косовские полицейские и таможенники уберутся восвояси. Кроме того, они потребовали, чтобы диалог по техническим вопросам между Белградом и Приштиной велся под эгидой ООН, а не ЕС, как сегодня.
Читайте также: Меркель хочет добить и расчленить Сербию
Естественно, что на такие условия командование KFOR не пошло, и утром 20 октября началась операция по разбору баррикад. Сербы оказывали сопротивление, и на удивление немецкие военные действовали относительно мягко. Они применили слезоточивый газ и не стали ни стрелять в демонстрантов, ни бить их. Разбор баррикад шел довольно вяло и был в какой-то момент приостановлен до приезда командования.
Днем 20 октября на происходящее вокруг КПП "Ярине" и "Брняк" отреагировал президент Сербии Борис Тадич. "Призываю KFOR и EULEX воздержаться от насилия, а местных лидеров — принимать решения исключительно в жизненных интересах граждан края, а не руководства своих политических партий, ряд которых пытается использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу", — сказал Тадич.
Одновременно сербский президент призвал своих соплеменников в Косово воздержаться от насилия. "Граждане не должны отвечать насилием на действия КФОР. Республика Сербия требует от всех сторон строго соблюдать резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН и план Генерального секретаря ООН, которые определяют статусную нейтральность международных институтов в Косово", — подчеркнул Тадич.
Но едва ли кто его услышит. Резолюция 1244 от 1999 года прямо говорит, что Косово является неотъемлемой частью Сербии. Признав отторжение края, западные державы ее похоронили. Судя по высказываниям Меркель, они собираются распространить власть албанцев на всю территорию, которая по сербской конституции называется "Автономный край Косово и Метохия". А местным сербам дается только один выбор: или живите под властью албанцев, или убирайтесь вон. Нерушимость границы важнее прав человека.
Читайте также: Албанская бомба против южных славян
Правда, в который уже раз принцип нерушимости границ используется Западом избирательно. Так, ЕС и США делают все для того, чтобы урезать автономию Республики Сербской и предотвратить ее выход из состава Боснии и Герцеговины. Зато когда речь идет об отторжении Косово от Сербии — это можно. Но если предлагается обеспечить сербский суверенитет хотя бы над северными районами края — это нельзя. Чем меньше территория Сербии, тем лучше.
Во время уже упомянутого выше визита в Белград Ангела Меркель призвала власти Сербии уважать права нацменьшинств. Что же она имела в виду? На юге страны, близ административной границы с Косовом (и государственной — с Македонией), расположена долина Прешево. Большинство ее населения составляют албанцы, открыто требующие отделения и воссоединения с албанским Косовом. Чуть севернее есть область Санджак, 60 процентов населения которой — славяне-мусульмане, близкие боснийским мусульманам.
Наконец, на севере располагается самая развитая часть Сербии — автономный край Воеводина. Пятую часть его населения составляют венгры, сепаратистские устремления которых открыто поддерживает Венгрия. Кроме того, многие местные сербы выступают за расширение автономии. Будет ли в данных случаях Запад придерживаться принципа территориальной целостности? Так, Санджак и Прешево никакой автономии не имеют. Сербии заставят ее дать с далеко идущими целями?
Что же касается косовских сербов, то их судьба в де-факто албанском Косове наверняка будет незавидной. За последние 12 лет в крае случилось несколько волн убийств сербов и сожжений православных храмов. Крупнейшая вспышка насилия зафиксирована в марте 2004 года, когда были убиты десятки сербов, а тысячи вынуждены бежать. Тогда Запад практически ничего не сделал для приостановки "окончательного решения сербского вопроса". Едва ли он что-то сделает и сейчас.
А раз так — то у сербов с севера Косова остается ужасный выбор: либо выступить с оружием в руках, либо стать "жертвенными баранами" для албанцев, либо уйти в Сербию. Которая впоследствии также может быть подвержена дальнейшему расчленению.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.