Евросоюз собирается пополнить свои ряды за счет республик бывшей Югославии. Вслед за Словенией и Хорватией членом ЕС может скоро стать Черногория. Долгожданный статус страны-кандидата получила Сербия, но ей четко дали понять, что без урегулирования проблемы Косово европейская перспектива сербам не светит.
Движение в сторону бывшей Югославии Евросоюз начал еще в середине 90-х годов. Однако тогда речь могла идти о приеме только самой развитой из ее республик — Словении. Все остальные или залечивали раны войны, или в них то и дело вспыхивали вооруженные конфликты. В итоге Словения, до сих пор являющаяся самой зажиточной не только среди республик Югославии, но и среди всех бывших соцстран, в 2004 году вошла в ЕС, а спустя еще три года — в зону евро.
Особых проблем Евросоюзу двухмиллионная Словения не принесла. Уровень доходов в ней выше, чем в Португалии, и примерно такой же, как в терпящей ныне бедствие Греции. Словенцы располагают развитой промышленностью и сельским хозяйством, прекрасными горнолыжными и морскими курортами. Помимо всего прочего, процент национальных меньшинств в ней существенно ниже 10 процентов.
Читайте также: 20 лет 1150-летней Хорватии
Следующей на очереди была Хорватия. Будучи (как и Словения) страной преимущественно католической, она в цивилизационном плане близка странам Западной и Центральной Европы. В отличие от жителей большинства других югославских республик, визы для хорватов ЕС отменил еще 15 лет назад. Но до конца 90-х годов в Хорватии у власти находился авторитарный режим Франьо Туджмана. Существовал вариант приема хорватов в ЕС в 2005 году, но не вышло. Страна еще не выдала Гаагскому трибуналу всех военных преступников, "отличившихся" в ходе войны 1991-1995 годов.
Постепенно все разыскиваемые хорватские военные преступники заняли свое место в Гаагском суде, и переговоры начались. В конечном счете, минувшим летом было решено принять Хорватию в ЕС с 1 июля 2013 года. В общем-то, страна эта небогатая — ВВП на душу населения в ней составляет 61 процент от среднего по ЕС, безработица достигает 20 процентов. Однако у Польши, Венгрии, Латвии и Литвы цифры доходов примерно те же, а у таких членов ЕС, как Болгария и Румыния, они и вовсе на несколько порядков ниже.
В настоящий момент хорватам осталось всего несколько шагов до оформления своего членства в Евросоюзе. Так, в декабре должен быть подписан специальный Договор о вступлении в ЕС. Затем Хорватия будет вынуждена ввести визовый режим с Россией и Украиной (это обязывают сделать всех новичков ЕС), привести в соответствие с европейскими нормами еще несколько пунктов своего законодательства, и дело можно будет считать сделанным.
12 октября стало ясно, что ограничиваться двумя самыми зажиточными республиками Югославии Евросоюз не станет. Комиссар по расширению ЕС Штефан Фюле обнародовал доклад, из которого следует, что в качестве потенциальных новичков Евросоюза рассматриваются все постъюгославские страны. Другое дело, что принимать их будут не всех сразу, и степень готовности к членству в ЕС у них разная.
Читайте также: Черногория в кризисе самоопределения
На сегодняшний день ближе всех к европейскому будущему Черногория, чье население немного превышает 600 тысяч. Еврокомиссия уже рекомендовала начать с ней переговоры о приеме в ЕС. Единственное, что может помешать черногорцам в переговорном процессе — высокий уровень коррупции и организованной преступности. Европейцы дали понять, что мириться с клановым устройством черногорской власти они не станут.
Много ли приобретет Европа с возможным приемом Черногории? В цивилизационном плане эта православная страна куда дальше от "ядра" ЕС, нежели Хорватия и Словения. В смысле уровня доходов он примерно такой же, как в Болгарии и Румынии (11 тысяч долларов в год на душу населения). Развитой промышленностью и сельским хозяйством страна похвастаться не может, однако в ней ей есть замечательные морские курорты (Бар, Будва). Другое дело, что их уровень пока ниже хорватских (тем более словенских).
В плане национальных отношений сегодняшняя Черногория относительно стабильна. Албанцы составляют около четырех процентов населения, славяне-мусульмане — порядка 14. Однако их отношения с представителями титульной православной нации далеки от идеальных. Да и сама эта титульная нация никак не "самоопределится". Менее 45 процентов жителей страны считает себя черногорцами, а почти треть — сербами. Так что ЕС придется иметь дело с не устоявшейся во многихсмыслах страной.
Читайте также: Север Косова отбирают у Сербии
Относительной победой может считать доклад ЕС и руководство Сербии. Вопреки многим мрачным прогнозам, их страна получила статус кандидата на членство в ЕС. Похоже, в Еврокомиссии частично сдержали своё слово, что после поимки подозреваемых в военных преступлениях и передачи их в Гаагу с Сербией начнут предметно разговаривать. Бывший военный лидер боснийских сербов Ратко Младич и бывший глава хорватских сербов Горан Хаджич были отправлены в Гаагу, и европейцы "смилостивились".
Однако не факт, что Сербию в ЕС возьмут. Прежде чем с ней начнут вести предметные переговоры, ей надо урегулировать статус Косово. А здесь — подлинный тупик. Большинство стран-членов Евросоюза признали независимость края, но некоторые отказываются это сделать. Сами сербские руководители уверяют, что не отдадут край даже в обмен на европейское будущее. Ситуация в Косово в последнее время обострилась. Так что переговоры о членстве Сербии в ЕС, похоже, будут отложены.
Помимо Косово, есть у Сербии и проблемы с другими национальными меньшинствами. Недовольство своим положением все чаще выражают 60 тысяч албанцев из долины Прешево, 200 тысяч славян-мусульман в области Санджак, 400 тысяч венгров из автономного края Воеводина. В последнее время к ним присоединились и 60 тысяч румын. Канцлер Германии Ангела Меркель летом уже потребовала от сербских властей "соблюдать права меньшинств". Что это будет значит на практике — не нарезание ли новых широких автономий с правом выхода из Сербии?
Читайте также: Македония: 20 лет в борьбе за свое "я"
Статус кандидата в члены ЕС еще до Сербии получила Македония. Однако переговоры с ней не могут начаться по причине спора из-за ее названия. Греция отказывается признавать страну под названием Республика Македония, опасаясь претензий на свою одноименную область. Македонцы менять название на "Республика Скопье" не хотят, греки же не собираются отзывать свое вето на переговоры. Сейчас "дело о названии" рассматривает Гаагский суд, но решения пока нет.
Одним названием проблемы Македонии не исчерпываются. Почти четверть населения страны составляют албанцы. 10 лет назад они уже брались за оружие, и силы НАТО с трудом погасили вооруженный конфликт. Тема отделения населенных албанцами западных районов страны с повестки дня не снята. Кроме того, Болгария отказывается считать македонский язык чем-то отдельным, считая его диалектом болгарского. Так что понятно, почему ЕС не торопится принимать Македонию в свои ряды.
Но хуже всего обстоит дело с евроинтеграцией Боснии и Герцеговины (БиГ). Евросоюз много сил положил на то, чтобы эта бывшая республика стала относительно прочной. Однако только местные мусульмане готовы на централизацию. Глава Республики Сербской Милорад Додик открыто говорит о нежизнеспособности БиГ. А местные хорваты требуют выделения особой хорватской национальной единицы, блокируя создание общебоснийских органов власти.
Читайте также: Босния в политической коме
Как итог — страна не может даже подать заявку на членство в Евросоюз. "Страна еще не сформировала правительство государственного уровня, и отсутствие общего видения политическими лидерами направления движения страны продолжают блокировать проведение ключевых реформ, относящихся к ЕС", — с сожалением констатировала Еврокомиссия. Так что европейские перспективы боснийцев, не могущих похвастаться даже черногорским уровнем доходов, остаются туманными.
Объективно принимая в свои ряды республики бывшей Югославии, Евросоюз обретает огромную головную боль в виде неразвитых экономик и межнациональных конфликтов. Однако кто, как не "локомотив ЕС" Германия в свое время немало сделала для того, чтобы пожар войны в Югославии разгорелся? Да и Франция, Великобритания и Италия не были "белыми и пушистыми". Поглощение Евросоюзом постъюгославского пространства — единственная возможность хоть как-то контролировать то, что там происходит.
Так что ЕС будет делать все, чтобы все республики Югославии пополнили его состав. В конце концов, геополитический вакуум в Европе — вещь неприемлемая, и европейцы не хотят делить с кем-то влияние в собственном балканском подбрюшье. Однако издержки от присоединения Балкан могут быть такими, что греческий кризис на их фоне покажется сущим пустяком.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.