Запад возмущен вторжением сирийских войск на территорию Ливана. По данным западных СМИ, они "обстреляли мирных жителей в районе Бекаа", в результате чего погиб по меньшей мере один человек, являющийся гражданином Сирии.
На прошлой неделе также упоминалось об "агрессивных действиях Сирии в Ливане". Правда, сами сирийцы указывают на то, что ливанскую территорию пытается активно использовать радикальная оппозиция для борьбы против режима Башара Асада. Информагентства уже неоднократно сообщали о перехвате на границе с Ливаном караванов с оружием, в том числе гранатометами и пулеметами, которые предназначались боевикам, нападающим на представителей сирийской армии, полиции и госбезопасности.
Что же на самом деле происходит на ливано-сирийской границе, и чем вызвано последнее обострение? На эти вопросы в интервью "Правде.Ру" ответили ливанский и сирийский эксперты Машаль Хаддаж и Али Салим Асад.
Машаль Хаддаж, старший научный сотрудник РАН: "Речь в данном случае идет о преследовании сирийскими силовиками лиц, связанных с беспорядками в Сирии. Развитие ситуации в этой стране в любом случае неизбежно должно было отозваться и в Ливане. Как бы мы ни относились к режиму Асада, мы не можем игнорировать сирийскую позицию хотя бы в силу того, что исторически влияние Сирии на Ливан было огромным.
Читайте также: Как спасти сирийских христиан?
В свою очередь, Ливан тоже много значит для Сирии. В последнее время некоторые СМИ обвиняли ливанское движение "Хезболла" в том, что оно будто бы принимает участие в подавлении "сирийской революции". Но пока они не привели ни одного убедительного доказательства. И существуют очень большие сомнения относительно того, что их вообще предоставят.
Во-первых, бойцы "Хезболла" являются партизанами, которые всегда готовились для борьбы с Израилем, ракетных атак, нападений из засад на бронетехнику, но не для полицейских карательных операций.
Во-вторых, они явно не могут быть эффективны на сирийской территории в силу незнания местности и тем более городов.
И в-третьих, положение Асада вовсе не настолько плохое, чтобы он стал вызывать на подмогу "Хезболлу" и давать повод для обвинений в собственной слабости.
С другой стороны, я не исключаю того, что внешние силы пытаются и будут пытаться использовать ливанскую территорию и ситуацию в самой стране для расшатывания и даже свержения режима Асада.
И это обстоятельство не может не тревожить Ливан, поскольку это многоконфессиональная страна с большой долей христиан. Многим нынешняя власть в Сирии не нравится, у нее действительно очень много изъянов. Однако мы прекрасно помним, чем обернулась для иракских христиан смена Саддама Хусейна, и опасаемся повторения того же самого в Сирии, поскольку это неизменно отразится и на Ливане.
Читайте также: "Хезболла" по-тихому берет власть в Ливане
Есть опасения, что в результате свержения Асада сирийская территория погрузится в состояние межконфессиональной войны. Ситуация нуждается в коренном изменении, но режим нужно менять так, чтобы не повторить иракский пример.
Ведь сирийская оппозиция представлена не только многими очень уважаемыми интеллигентными людьми. Существует риск того, что возьмут верх фундаменталистские силы, поддерживаемые извне. В том числе Саудовской Аравией и Турцией.
И есть ощущение, что с 2006 года, после убийства премьера Харири, определенные внешние силы явно взяли курс на изоляцию Ливана. И это во многом совпадает с действиями против Сирии, на которую и ориентирована ливанская экономика. Действия определенных сил внутри того же Ливана сейчас во многом определяются желанием реабилитироваться после дела Харири".
Али Салим Асад, представитель руководства Комитета национального единства Сирии: "Последние события надо оценивать через призму того, что в Ливане идет внутренняя борьба между сторонниками и противниками сирийской ориентации. По сути, эта страна является площадкой для выяснения отношений.
И противники Асада осознают, что Ливан является для Сирии слабым местом, этакой "Ахиллесовой пятой". Ведь устройство этой страны, в которой проживают представители многих конфессий, дает возможность вести борьбу против влияния Дамаска. Раньше Ливан был частью сирийской территории и был отторгнут от Сирии французами. Однако исторические связи разорвать не так-то просто. Например, у меня самого, несмотря на то что я сириец, бабушка из Ливана.
Читайте также: Спасет ли Сирию российское вето?
Следует заметить, что эта страна во всех отношениях очень сильно зависит от Сирии и почти со всех сторон окружена ею. Однако следует заметить, что противники Сирии здесь явно не доминируют. Взять очень влиятельных ливанских друзов, которые фактически поддерживают Асада. И даже марониты, представителем которых является вышеупомянутый Самир Жажа, отнюдь не едины в своей позиции. Среди них имеются видные деятели, поддерживающие Сирию. А такое положение многих не устраивает. Кое-кто стремится использовать Ливан для раскачивания ситуации в Сирии.
В Ливане традиционно имеются поддерживаемые извне антисирийские силы. Речь, главным образом, идет о двух силах. Первое — это движение "Аль-Мустакбаль" ("Будущее"), которое возглавляет аль-Харири, сын убитого в 2005 году ливанского премьера, почти постоянно живущего в Саудовской Аравии и выполняющего вполне определенный заказ Эр-Рияда.
Интересно то, что активность этой организации особенно отмечалась в тех местностях, которые традиционно использовались для доставки контрабанды в Сирию. Речь в том числе идет и об оружии. Ведь Ливан до последнего времени был страной, где можно было купить очень многие товары, которые тяжело встретить в соседних государствах.
Причем лидеры "Аль-Мустакбаль" пытались организовать недалеко от границы с Сирией лагерь сирийских беженцев, который они планировали демонстрировать на весь мир для давления на президента Асада.
Читайте также: Война в Ливане глазами израильского солдата
И второе антисирийское течение возглавляет Самир Жажа. Он является лидером ультраправого течения, возникшего среди ливанских христиан-маронитов. Он очень сильно обижен на Сирию за то, что отсидел 14 лет в тюрьме за взрыв храма. Кроме того, не надо забывать и о том, что он фактически олицетворяет ту часть маронитов, которые прежде входили в марионеточную армию Южного Ливана и сражались на стороне Израиля.
Также деятелей вроде аль-Харири и Жажа объединяет и ненависть за недавнее свержение правительства Саада Харири. Но при этом, находясь под влиянием определенных зарубежных сил, они выполняют и чужой заказ".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.