Французский чиновник Франсуа Зимрай обрушился с резкой критикой на Совбез ООН за недостаточные усилия по предотвращению участия детей в боевых действиях по всему миру. По его словам, с момента принятия в 2007 году так называемых "Парижских принципов", специального документа ООН, предусматривающего возвращение к мирной жизни малолетних участников боевых действий, особого прогресса в разрешении этой проблемы так и не последовало.
По данным ООН, за минувшие четыре года ее сотрудникам удалось разоружить до 60 тысяч детей-солдат в Афганистане и Африке. Тем не менее, это никак не решило проблему в целом. Согласно информации Франсуа Зимрая, посла Франции в ООН по правам человека, свыше 250 тысяч детей и подростков продолжают сражаться в многочисленных конфликтах по всей планете. Такие же цифры ООН называла и четырьмя годами ранее.
Надо сказать, что на массовое участие детей и подростков в разного рода конфликтах международное сообщество обратило внимание сравнительно поздно — лишь 10 лет назад, когда 25 мая 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла документы, касающиеся защиты интересов детей во время вооруженных конфликтов. Речь идет о резолюции 54/263, включавшей в себя факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка. С этого момента минимальный возраст для участия в боевых действиях увеличился с 15 до 18 лет.
Интересно, что этим документом международное сообщество фактически разделило тех, кто использует детей в качестве солдат, на "плохих" и "очень плохих". Если негосударственным вооруженным формированиям запрещается любая форма вербовки детей в солдаты, то государственные структуры, использующие детей-добровольцев, не наказываются. Видимо, кому-то было очень выгодно протолкнуть документ, оставляющий лазейку.
Итак, Франция в лице Зимрая обратила внимание на наличие подобной проблемы, обвинив в неспособности ее решить ООН. Разумеется, можно много рассуждать о том, какую лепту внесли французы в разжигание войн и конфликтов на планете в последнее время и сколько малолетних ливийцев и афганцев взяли в руки оружие, для того чтобы защищать свою страну от подобных поборников "свободы, равенства и братства".
Сам факт, что на подобную проблему внимание обратил представитель Франции, может свидетельствовать о том, что малолетние неприятельские солдаты явно успели причинить французам немалый вред.
Важно понять, можно ли решить подобную проблему в принципе. Тот же Зимрай предлагает организовать при ООН специальный комитет по контролю за "детским разоружением" и ввести особые санкции для взрослых, вовлекающих или использующих в боевых действиях малолетних солдат.
Но почему бы в таком случае не начать с тех лидеров, которые не подписали вышеупомянутые "Парижские принципы"? Ведь согласно данным самой ООН, из 193 стран мира это соглашение официально одобрили лишь немногим более 100 государств.
Франсуа Зимраю следовало бы изучить принимаемые ООН документы по данной проблеме, чтобы не изобретать велосипеда. Ведь международное сообщество уже неоднократно реагировало на действия разного рода организаций, замеченных в использовании детей в качестве солдат. Так, в январе 2008 года генсек ООН Пан Ги Мун призвал Совбез ввести санкции против подобных движений и группировок.
Он отметил, что вербовка детей является обычным делом для Афганистана, Бурунди, Чада, Судана, Колумбии, Непала, Мьянмы, Сомали, Шри-Ланки, Уганды, Демократической Республики Конго, Центральноафриканской Республики и Филиппин.
Для борьбы с этим явлением он предложил передавать подобные дела в Международный уголовный суд и законодательно ограничить передвижение виновников вовлечения детей в конфликты. Но, судя по всему, это мало устрашило тех, кто использует малолетних в качестве солдат.
С момента памятной речи Пан Ги Муна ситуация в положительную сторону изменилась только на Шри-Ланке. Да и то лишь потому, что правительственные войска разгромили формирования тамильских сепаратистов, которым приписывают авторство в применении детей в качестве живых бомб.
Говоря о проблеме вовлечения в конфликты детей-солдат, следует отметить частичную справедливость сказанных Франсуа Зимраем слов. Разумеется, бывают случаи, когда детей заставляют воевать, угрожая насилием. Как это делает та же группировка "Армия Сопротивления Господня" Джозефа Кони. Детей из враждебных племен заставляют убить своих единоплеменников, чтобы навсегда привязать к себе, а нередко и уродуют, чтобы не допустить дезертирства.
Читайте также: "Армия Бога" — каннибалы и рабовладельцы
Но чаще всего малолетние попадают в ряды бойцов в лагерях для беженцев. Например, подобные случаи были зафиксированы на Шри-Ланке в отношении тамильской группировки "Каруна" и в ДРК (провинция Северная Киву, группировка "генерала" Лорана Нкунде).
Причем детей не только похищали из таких лагерей, но и открыто вербовали, предлагая им или их семьям в качестве оплаты не только мизерные деньги, но и зачастую просто продукты.
В некоторых африканских странах переняли опять-таки опыт тамильских "тигров", которые вербовали самых младших детей в семьях, обещая, что заменят их, как только их старшие братья и сестры закончат обучение в школе.
Однако в большинстве случаев возвращения не происходит: если малолетние солдаты не успевают погибнуть до прихода старших, то, как правило, они уже просто не могут или не хотят вернуться к мирной жизни. В других случаях боевики просто убивают учителей, чтобы облегчить вербовку незанятых учебой детей.
Зачем же нужны 11-12-летние солдаты? В своем январском докладе 2008 года генсек ООН указал на то, что их используют в качестве "пушечного мяса".
В частности, в Афганистане "талибы" и их союзники якобы прикрываются ими как живым щитом для совершения нападений и последующего отхода.
Он привел и другие примеры, когда детей используют как смертников. Так, например, в феврале 2007 года 12-летний мальчик подорвал себя у входа в полицейский участок в Хосте.
То же самое происходит и в Ираке, где "Аль-Каида" использует детей для отвлечения внимания полицейских. Например, неоднократно отмечались случаи, когда детей сажали в машины, использовавшиеся террористами-смертниками.
Пан Ги Мун, в частности, указал на теракт 21 марта 2007 года с участием двоих детей у КПП "многонациональных сил" в багдадском районе Адхамийя. В тот же день 14-летний мальчик подорвал себя вместе с полицейским патрулем в Хадите.
Немало примеров детей-шахидов можно найти и при изучении палестинской интифады против Израиля. Так, ранее израильские спецслужбы не раз утверждали, что многодетные палестинские семьи сознательно отдают детей для проведения теракта, за что им платят около 50 тысяч долларов.
Однако есть и другие примеры использования детей-солдат. Та же "Армия Сопротивления Господня" применяет их и в качестве носильщиков, а также секс-обслуги.
Читайте также: Будет ли уничтожена "Армия сопротивления Господа"?
Но гораздо чаще детей используют там, где с заданием тяжело справиться взрослым. В частности, в иракской провинции Анбар они минировали дороги. И вполне обычным явлением служит использование детей для ведения разведки. Так что далеко не всегда по отношению к малолетним бойцам применимы категории "пушечное мясо".
К тому же использующие их взрослые полагают, что у малолетних бойцов еще не так развито чувство страха, и поэтому они легче идут на смертельно опасные задания.
Или другой момент: малолетними детьми, оторванными от семей, очень удобно манипулировать. По сути, из них можно выковать какой угодно материал, любых бандитов, готовых на любое преступление.
Впрочем, красноречивее всего говорят об этой проблеме те, кому довелось на практике стать малолетними солдатами. Среди них вернувшийся не так давно из Ганы в Либерию пастор христианской церкви Откровения конца света Джошуа Мильтон Блайи, видный участник первой либерийской гражданской войны 1989-1996 годов. Он больше прославился у себя на родине как "Генерал голая задница", получив свое прозвище от солдат, с которыми он шел в бой абсолютно голым. На самом генерале были лишь ботинки. Это была своего рода психическая атака.
Став в 11 лет солдатом, он достиг наивысших постов в одной из группировок. И сейчас батюшка, а в прошлом один из самых кровавых головорезов современности, Блайи делает такие откровения: "Перед тем как идти в бой, мы напивались, принимали много наркотиков, приносили в жертву кого-нибудь из местных подростков и съедали их сердца. Это должно было способствовать победе. После чего раздевались, брали автоматы и шли в бой. Мы были голыми, пьяными и бесстрашными. Убивали всех встречных, отрезали головы и играли ими в футбол. Убивали сотни людей. Даже не могу подсчитать сколько, где-то тысяч 20".
И людей, которые имеют похожее прошлое, много не только в Азии, но и в Африке и Латинской Америке. Но можно ли вообще надеяться на возвращение к мирной жизни этих еще живых жертв войны? Как показывает практика, в большинстве случаев это просто невозможно. И пример нынешнего покаяния со стороны вышеупомянутого Блайи, приехавшего на родину вымаливать прощение, довольно редок. Особенно для тех стран и местностей, где продолжаются боевые действия.
Психика малолетних солдат в большинстве случаев искалечена настолько, что они просто не видят уже себя в иной обстановке, кроме боевой. По сути, они вообще не вписываются в мирную жизнь. Особенно это касается тех, кого заставляли участвовать в массовых казнях и пытках. Могут ли, например, надеяться на гостеприимство малолетние участники "Армии Сопротивления Господня", которые пусть и из-под палки, но убивали своих родственников?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.