Таджикская оппозиция возмущена тем, что официальный Душанбе передал Китаю участок земли на Восточном Памире площадью 1 тысяча 158 квадратных километров, что составляет один процент территории страны.
Представители таджикской общественности обращают внимание на то, что власти предпочитали особенно не афишировать эту сделку, о которой многие таджики узнали лишь 1 октября, в день образования КНР, из китайских газет. Впрочем, хотя соглашение вступило в силу еще 20 сентября, сам договор парламент Таджикистана ратифицировал еще в январе 2011 года.
Особое негодование оппозиции вызвало заявление главы таджикского МИД Хамрохона Зарифи, который охарактеризовал произошедшее как успех дипломатии страны. Однако даже умеренные аналитики, полагающие, что последняя сделка приведет к завершению давнего территориального спора с КНР, не могут удержаться от слов сожаления. Например, таджикские СМИ приводили высказывания эксперта Зафара Абдуллоева, согласно которым передача земель КНР названа черным пятном в истории страны и что об этом болезненном решении, возможно, будут помнить еще несколько поколений жителей республики.
Что касается оппозиции, то она уверена в том, что потеря "огромной по площади территории" является одним из крупнейших провалов политики президента Рахмона.
Читайте также: Рахмон стравливает Россию с Индией
Официальные же власти оправдываются тем, что им якобы удалось решить территориальную проблему с великим соседом, претендовавшим на более чем 20 процентов Таджикистана, с минимальными потерями. Они указывают на то, что КНР в итоге довольствовалась лишь 5,5 процента земель от 28,5 тысячи квадратных километров территории страны, составляющей значительную часть таджикского Бадахшана.
Что касается переданных территорий, то официальные таджикские власти кивают на СССР, который так и не решил судьбу спорного участка площадью 3200 километров на прежде "спокойнейшей границе". Большая часть участка в результате "размежевания" 1999-2011 годов и отошла Пекину.
Об этом, например, свидетельствовал тогдашний советник министра иностранных дел Таджикистана Амак Сатторов, который напоминает, что Пекин выдвигал территориальные претензии к Таджикистану еще в советское время на границе протяженностью 310 километров. Надо сказать, что общая протяженность таджикско-китайской границы составляла 510 километров.
А депутат парламента Шодди Шабдолов, являвшийся прежде первым секретарем Компартии страны, заявляет: "Не надо политизировать вопрос, который не решался 120 лет. Даже две мощные колониальные державы — Россия и Англия — не смогли найти общий язык с мощной страной Китаем".
Он утверждает, что "бывал в Китае и видел лично древние шелковые карты китайских императоров, на которых весь Памир значится их территорией. И разве не правильнее было бы маленькому государству Таджикистан отдать небольшие территории, чем втягиваться в международный скандал с мощной державой и в результате потерять намного больше?"
Поддерживающие президента деятели говорят о том, что выгод от работы дипломатов куда больше. По их словам, благодаря прежним "незначительным уступкам" со стороны Душанбе ранее (в мае 2004 года) на китайско-таджикистанской границе открылся первый контрольно-пропускной пункт — КПП "Карасу".
Читайте также: КитайвключаетсявбитвузаАрктику
Это событие они назвали "восстановлением Великого шелкового пути", поскольку открылась и автотрасса Куляб — Мургаб — Кульма, что дало импульс к развитию прежде довольно отсталого приграничного района и расширению взаимовыгодного сотрудничества.
Сам президент Рахмон отмечал, что "в условиях, когда мир сотрясают малые и большие конфликты, благодаря твердой воле и искреннему желанию наших народов жить с соседями в обстановке взаимного доверия, мира и дружбы мы станем свидетелями коренной трансформации пограничного пейзажа…".
Однако скептики не особенно верят в то, что последняя уступка насытит "китайского дракона". Самыми ярыми противниками подобного соглашения, пожалуй, являются представители влиятельной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), чьи депутаты присутствуют в парламенте страны. Один из них, Саидумар Хусайни, считает, что вопрос территориальных уступок Рахмона приобретет политический характер, поскольку мало кто из граждан страны верит в то, что подобная сделка будет последней.
По его мнению, КНР только ждет удобного случая для выдвижения новых претензий и что в Пекине еще не успели забыть идеи Мао середины 1950-х годов расширить территорию Поднебесной как минимум до Хорога или даже до Ташкента.
Недовольные последней уступкой указывают на то, что она была заключена в нарушение конституции страны, согласно которой любое изменение административных границ Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) может произойти исключительно по воле местных жителей. Однако никакого референдума так и не состоялось.
Впрочем, официальный Душанбе заявляет о том, что он не намерен пересматривать уже подписанные договоренности с Китаем.
Напомним, что во временаМаоКНРактивновыдвигалатерриториальныепретензиипрактическиковсемсвоимсоседям,втомчислеикСоветскомуСоюзу, провозгласив лозунг "Мы должны покорить земной шар". С распадом СССР Пекин сразу попытался добиться соответствующих уступок от слабых южных республик бывшего Союза. За них заступилась Россия, и КНР пришлось согласиться на ее посредничество. В сентябре 1992 года была создана рабочая группа, которая стала работать по формуле "4+1" (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и КНР).
Помощь Москвы бывшим союзным республикам была очень существенной. Благодаря поднятым актам царской России (в том числе документам 1895 года относительно вхождения Восточного Памира в состав Российской империи) во многом и удалось умерить китайские притязания.
В частности, Москва предоставила Душанбе сравнительно точные указания относительно прохождения тогдашней границы с Китаем по Сарыкольскому хребту.
Соответствующие переговоры начались в январе 1993 года. Поднебесная пыталась продавить выгодное для нее решение, пользуясь тем, что в Таджикистане разгорелась гражданская война. Но, с другой стороны, при наличии разнонаправленных сил договариваться с кем-то одним для КНР тоже было опасно.
И когда войну удалось приостановить, Китай тут же продолжил оказывать давление, подчеркивая, что от решения территориальной проблемы будет зависеть судьба дальнейших отношений между двумя странами.
Читайте также: Китай выгоняет США из Карибского моря
Надо заметить, что это уже третья по счету серьезная территориальная уступка Китаю со стороны Таджикистана. Первая имела место в августе 1999 года, когда Рахмон подписал соглашение "О таджикско-китайской государственной границе", по которому Душанбе терял контроль над участком площадью 200 квадратныхкилометров уреки Маркансу.
Причем тогда Душанбе не удалось решить раз и навсегда территориальную проблему с Поднебесной, которая сохранила за собой возможность требовать передела участка в 28 тысяч квадратных километров на Большом Памире к югу от перевала Уз-Бель.
И вот в мае 2002 года Рахмон подписал дополнительное соглашение "О демаркации границы и урегулировании территориальных споров", в результате чего Таджикистан уступил КНР 998 квадратных километров "спорной территории" в Мургабской области на востоке страны. Позднее, в марте 2008 года руководство Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) обвинили власти в заключении "незаконной сделки".
И наконец, в 2011 году Пекин получил еще один кусок таджикской земли. И можно предположить, что последняя сделка лишь на время пресытит китайские аппетиты. Сам факт передачи "спорной территории" может быть расценен определенными кругами в Китае как дополнительная слабость соседа и послужить отправной точкой для выдвижения новых претензий. Как известно, многие большие державы соблюдают те или иные соглашения лишь до тех пор, пока им это выгодно. Что касается Поднебесной, то, как показывает практика, она в последнее время предпочитает в территориальных спорах с соседями довольствоваться малым, действуя по принципу "курочка по зернышку клюет" и периодически "отщипывая" от их территории все новые и новые куски.
Уж слишком соблазнительным выглядит Бадахшан, чтобы от него можно было отказаться навсегда. По сути, сыр-бор разгорелся из-за высокогорья, расположенного на высоте 3,5-4,2 километра над уровнем моря. Многие ученые называют ее самым высоким нагорьем в мире после Тибета. Казалось бы, что здесь такого особенного?
Еще во времена СССР здесь открыли крупные месторождения урана, золота, редких минералов, свинца, селитры и прочих полезных ископаемых. По мнению же геологов, Бадахшан и вовсе уникальный регион. В частности, на размеры месторождений указывает тот факт, что во многих местных озерах из-за высокого содержания солей калия, магния, сернокислого и хлористого натрия, а также других элементов вода непригодна для питья.
Более того, как уверены многие эксперты, водоемов, подобных озеру Сасык-Куль, вообще не существует в природе. Достаточно указать на то, что, по данным ученых, в его водах содержится столько урана, что их переработка даже более выгодна, чем добыча урановой руды. Причем за редким исключением промышленную разработку бадахшанских месторождений так и не успели начать. Станет ли упускать подобные источники сырья Китай?
Нельзя упускать из виду и другие моменты, в том числе и политические. Например, для Пекина было бы очень удобно использовать территорию Таджикистана для транзита иранских углеводородов.
Причем возможностей для оказания давления на таджикское руководство у Поднебесной более чем достаточно. Залогом уступчивости со стороны таджикских властей является экономическая слабость республики, которую Китай все больше втягивает в орбиту своего влияния. И у КНР есть рычаги для того, чтобы заставить Рахмона уступить дополнительную часть "спорной территории" за выделение средств на достройку амбициозного проекта — Рогунской ГЭС, завершение которого, как рассчитывает Душанбе, решительно изменит к лучшему жизнь многострадальной республики.
Читайте также: Таджиков заставляют финансировать строительство Рогунской ГЭС
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.