Уже более 20 лет назад распался социалистический лагерь. Однако многие политики, символизировавшие переход стран Восточной Европы от социализма к капитализму, еще активны и очень часто напоминают о себе. Один из них — фактический лидер "бархатной революции" в Чехословакии, первый президент Чехии Вацлав Гавел. 5 октября ему исполнилось 75 лет.
В современном мире не так много политиков, которые добились еще чего-то не только на основном поприще. Вацлав Гавел — исключение из этого правила. Он широко известен как драматург, его пьесы ставились многими ведущими театрами мира (в том числе и в России). Пьесы "Вечеринка в саду", "Меморандум", "Большое опустошение", "Гостиница в горах", эссе "Власть безвластных" и "Письма к Ольге" вошли в сокровищницу не только чешской, но и мировой литературы. Но основным делом жизни Гавела была политика. Ею, кстати, пронизано большинство его произведений.
Будущий символ "бархатной революции" появился на свет 5 октября 1936 года в Праге в богатой семье. Ей принадлежал, например, дворец "Люцерна" в центре Праги, комплекс зданий близ киностудии "Баррандов", вилла Вавречка. После 1989 года, когда в стране развернулась реституция (возвращение собственности прежним владельцам), Вацлав Гавел стал крупным собственником и часть своего имущества выгодно продал. Однако возвращению этой собственности предшествовала ее потеря…
Читайте также: Чехия объявила новую войну истории
После Второй мировой войны к власти в Чехословакии не без помощи СССР пришли коммунисты. В стране развернулась кампания по изъятию имущества капиталистов. В числе тех, кто лишился состояния, была и семья Гавелов. Часть ее эмигрировала в ФРГ — так, дядя Вацлава смог открыть там ресторан. Для него самого жизнь при социализме не была сладкой. Ему, как ребенку "неправильного происхождения", чинились препятствия в доступе к образованию. Так что еще в детстве Гавел возненавидел социализм, а вместе с ним — Советский Союз и Россию.
Тем не менее, отпрыск богатого рода сумел выбиться в люди. Поработав лаборантом в химической лаборатории, рабочим сцены, он окончил вечернюю среднюю школу. Проблемы были и с обучением в вузах — сначала в Высшей технической школе, затем в Академии искусств. В конце концов, он закончил последнюю и стал заведующим литературной частью пражского театра "На Забрадли". Там же с середины 60-х годов начали ставить его пьесы, которые приобрели популярность. Однако довольствоваться успехами в искусстве Гавел не собирался. Его тянуло в политику.
В 1968 году в Чехословакии развернулась "Пражская весна", и Гавел активно включился в деятельность некоммунистических организаций и клубов. Он подписал все возможные воззвания с призывом положить конец монопольной власти Компартии. Однако реформаторский курс руководства страны был погребен не без помощи вошедших в Чехословакию советских танков. Гавел попал в опалу, его пьесы перестали идти на сценах чехословацких театров.
Читайте также: Вацлав Клаус: гроза ЕС и "похититель ручек"
С конца 1960-х годов Гавел подписал множество петиций в защиту противников коммунистических властей, за что неоднократно подвергался аресту. Но пребывание в тюрьме только увеличивало его авторитет и среди диссидентов, и среди народа, значительная часть не очень-то была довольна коммунистами. В 1977 году появилась на свет "Хартия-77", ставшая манифестом антикоммунистических сил. И Гавел, которому только исполнилось 40 лет, стал одним из ее организаторов. Впоследствии он вошел также в руководство Комитета в поддержку политзаключенных.
Эта деятельность не осталась без последствий. В 1979 году Гавела на три года посадили в тюрьму. Правда, на урановые рудники его никто не отправлял — условия содержания были сносными. Кроме того, будущему президенту никто не мешал получать гонорары за выход его книг и постановку его пьес за рубежом. Так, в театрах Вены его произведения шли постоянно, власти Австрии даже удостоили Гавела литературной премии. По выходу из заключения он получил разрешение на выезд в ФРГ, и к середине 80-х годов его уже считали негласным лидером антикоммунистического движения Чехословакии.
К 1988 году власть коммунистов уже зашаталась, и вернувшийся на родину Гавел (опять же, зная о том, что он является злейшим противником власти, эта самая власть пустила его в Чехословакию) стал постоянным оратором на митингах оппозиции. Он неизменно входил в число организаторов антикоммунистических воззваний, стал одним из руководителей Чешского хельсинского комитета. В 1989 году он еще дважды на непродолжительное время попадал в тюрьму. Однако от этого его авторитет только вырос.
Читайте также: Чехия и Бавария делят итоги Второй мировой
К концу 1989 года коммунистическая власть отсчитывала последние дни. Гавел вышел из тюрьмы, фактически возглавил оппозиционный "Гражданский форум", ставший двигателем "бархатной революции". 29 декабря 1989 годаонбылизбран президентом. В заслугу ему (как и коммунистам) можно приписать то, что передача власти в Чехословакии прошла совершенно бескровно. Но вот то обстоятельство, что Гавел оказался последним президентом единого государства, едва ли пойдет ему в заслугу.
Возглавив страну, он взял курс на строительство рыночной экономики, политическое сближение с Западом и воспевание существовавшей в 1918-1938 годах первой Чехословацкой республики. Однако закрытие оборонных предприятий и радикальные реформы больно ударили по более бедной Словакии, где резко выросла безработица.
Не разделяли там и упоение первой республикой, ибо считали, что "пражский централизм" ущемлял словаков. Среди них росло недовольство, которым и воспользовались местные политики, взявшие курс на разделение страны. Гавел пытался протестовать, в июле 1992 года он ушел в отставку с поста президента. Но единую страну спасти уже было невозможно.
Читайте также: Доноры дряхлеющего Запада…
С февраля 1993-го по февраль 2003 года Гавел занимал пост президента Чехии. Многие сограждане испытывали к нему благодарность и за падение власти коммунистов, и за бескровный развал страны (который на фоне войны в Югославии бросался в глаза). Наконец, многие чехи считают, что именно благодаря придерживающемуся левоцентристских взглядов Гавелу экономические реформы были проведены относительно мягко, без социальных потрясений, которые пережили другие бывшие соцстраны. Впрочем, главным архитектором реформ был не он, а тогдашний премьер и нынешний президент Чехии Вацлав Клаус.
А вот во внешней политике Гавел дров наломал немало. При нем Чехия вступила в НАТО и провела основную часть переговоров о приеме в Евросоюз. Вопреки общественному мнению своей страны, президент поддержал и натовские бомбардировки Югославии 1999 года, и вторжение в Ирак спустя четыре года. Во внешней политике для него существовало только одно направление — западное.
После 1993 года и вплоть до ухода с президентского поста Гавел ни разу не встречался ни с кем из российских руководителей. При нем российско-чешские отношения оказались практически в точке замерзания и улучшились лишь после того, как Гавела на посту президента в 2003 году сменил Вацлав Клаус.
Читайте также: Разруха в головах
Гавел неизменно входит в число самых ярых критиков России. Так, он открыто выражал симпатию к чеченским боевикам (хотя теракт в "Норд-Осте" осудил первым из иностранных глав государств) и высказывался против председательства России в Большой восьмерке в 2006 году. Можно также вспомнить, что бывший чешский лидер всячески отстаивал идею размещения на территории Чехии радара американской системы ПРО, хотя две трети его сограждан были с ним не согласны. Поддержал он и "оранжевую революцию" на Украине…
Гавел был завсегдатаем практически всех антироссийских тусовок последних лет. Так, в 2005 году он участвовал в собрании по случаю 35-летия польского профсоюза "Солидарность" вместе с Михаилом Саакашвили, Збигневом Бжезинским и другими недоброжелателями России. А недавно он устроил скандал вокруг присуждения немецкой премии "Квадрига" Владимиру Путину. Мол, не могу я быть обладателем той же награды, что и "бывший кагебешник". Российскому премьеру от этого ни жарко ни холодно, но Гавел лишний раз показал свой настрой к нашей стране.
В 2008 году бывший чешский президент открыто поддержал действия Грузии в Южной Осетии и обрушился на Россию: "Москва попрала нормы международного права и нарушила территориальную целостность государства-партнера НАТО". И далее: "Я за вступление в НАТО Украины, Грузии и даже Белоруссии, когда она освободится от режима Лукашенко. Альянс — это сложившаяся структура с крепкими ценностями и четкими географическими границами, и прием новых членов должен отвечать его внутренней логике и желанию союзников". Комментарии излишни.
Жизнь Вацлава Гавела была непростой, ему пришлось испытать немало лишений. При нем Чехия относительно безболезненно перешла от социализма к капитализму, он стал воплощением "борьбы за демократию", в какой-то мере символом целой эпохи и иконой демократии не только в Чехии, но и во всей Европе. Однако во многом из-за его недальновидной линии Чехословакия развалилась. Во внешней политике он полностью поддерживал все начинания США и НАТО — даже в тех случаях, когда большая часть чехов была против.
А насчет антироссийской линии… Возникает ощущение, что Гавел так и не смог подняться над личной неприязнью к СССР и коммунистам и мстил нашей стране за некогда утерянную его родней собственность. Мстил даже тогда, когда имущество ему возвратили. В этом смысле его преемник Вацлав Клаус выгодно от него отличается. Он также пострадал от коммунистической власти, но русофобом не стал. За что от Гавела ему, кстати, неоднократно доставалось…
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.