Иран направит свои военные корабли к побережью США. Об этом заявил командующий военно-морскими силами Исламской Республики контр-адмирал Хабиболла Саяри. Разумеется, на Западе это восприняли как провокацию. Хотя, впрочем, Иран имеет полное право направить свои корабли к американским берегам. Не случайно в своей речи Хабиболла Саяри отметил, что появление иранских боевых кораблей у американских берегов станет ответной мерой на действия вооруженных сил США в Персидском заливе у иранских границ.
Достаточно упомянуть, что в Бахрейне и Саудовской Аравии находятся их военные базы, в том числе базируется 5-й американский флот. Не может не раздражать Иран и тот факт, что часть выводимых из Ирака американских войск переместится в соседний Кувейт.
А в прошлом году в Объединенных Арабских Эмиратах появилась и французская военная база. Так что адекватные действия со стороны иранцев никого не должны удивлять.
В последние годы все мы привыкли к воинственной риторике со стороны Ирана, который едва ли не каждый день заявляет об испытании новых видов оружия. Но насколько реалистична последняя иранская угроза? Теоретически Тегеран действительно может направить свою эскадру к американским берегам. Вопрос с возможным базированием пока тоже решаем. Учитывая тот факт, что в заявлении прозвучало "восточное побережье" США, можно предположить, что Иран может рассчитывать на получение военных баз в той же Венесуэле, с которой он развивает все более теплые отношения.
Читайте также: Запад обещает Ирану "арабскую весну"
Важно то, что крупную эскадру иранцы на столь далекое от своих берегов расстояние отправить не могут. Тем более, если речь идет относительно ее постоянного базирования. Лишних кораблей у Ирана попросту нет, тем более, что они не могут игнорировать и своего сирийского союзника.
Напомним, что в начале 2011 года Тегеран направил в Красное и Средиземное моря свои эскадры. Это должно было продемонстрировать Западу растущую мощь Ирана и показать, что его ВМФ в час "Х" способен перекрыть жизненно важную артерию, по которой на Запад попадает нефть из стран Персидского залива.
Так что применительно к "американскому вопросу" речь в данном случае может идти в лучшем случае о нескольких кораблях. Всего иранский ВМФ насчитывает около 25 тысяч человек, из них в ВМС — лишь порядка 16 тысяч. И согласно данным иранских СМИ, Исламская Республика располагает пятью эсминцами, тремя фрегатами, двумя корветами, тринадцатью дизельными подводными лодками, десятком с небольшим ракетных катеров. Значительная часть этих кораблей заметно устарела и просто не приспособлена к дальним океанским переходам. Причем многие из них являются апгрейдом старых советских и даже британских боевых кораблей. При таком состоянии бросить явный вызов США на море, да еще у американских берегов, Иран явно не может.
Говоря об этом, следует учитывать, что заявление Саяри было сделано на памятной церемонии, посвященной началу ирано-иракской войны, которая завершилась вовсе не с таким результатом, какого ожидали в Тегеране. Несмотря на то, что Ирану удалось отразить иракскую агрессию, ему не удалось разгромить Саддама Хусейна, которого поддерживали западные державы.
Тем самым задача-минимум по ослаблению Ирана, его сдерживанию и недопущению захвата им дополнительных нефтяных месторождений в Персидском заливе была выполнена. Тегеран за время 1980-1988 годов понес колоссальные людские потери (по разным данным, от 188 до 900 тысяч человек), а в пересчете на современные деньги общий ущерб от боевых действий составил полтриллиона долларов.
Читайте также: Оман снимает кризис между США и Ираном
И лишь сравнительно недавно Исламской Республике удалось оправиться от нанесенных тогда ран. Разумеется, Тегеран не склонен винить в начале этой войны исключительно самого Саддама Хусейна. С точки зрения иранского руководства, в данном случае Ирак лишь выступил в роли дубинки Запада, а сама иракская агрессия была срежиссирована в Вашингтоне.
Во всяком случае, помнить об этом в Иране будут если не вечно, то уж точно очень долго. И в этом смысле можно говорить уже об исторической вражде двух государств. Для Тегерана антиамериканская риторика стала нормой. Так что стремлению укусить лишний раз этого противника удивляться не стоит. К тому же за прошедшие с момента окончания ирано-иракской войны годы американо-иранские отношения никак не потеплели, скорее наоборот.
В силу дальнейшего роста Ирана как региональной сверхдержавы по вполне понятным причинам растут и его амбиции в стратегически важном для Запада районе Персидского залива. В том числе и в Ираке, который 31 год назад стал источником антииранской агрессии. И с учетом шиитского фактора, это уже угроза посерьезнее направления иранских кораблей к американским берегам.
Правда, дальнейшему росту Ирана мешают США и их союзники. Тогда, в 1980-е годы его удалось остановить с помощью Ирака. Сегодня такой возможности уже нет. Разве что использовать "в качестве Ирака" Турцию, стравив ее с Ираном на почве сирийских противоречий. Впрочем, вряд ли от самого Эрдогана стоит ожидать подобной глупости, которая неизбежно нанесет удар не только по Ирану, но и по Турции.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.