В Латвии прошли досрочные выборы в Сейм. Они войдут в историю благодаря сразу четырем вещам. Первое — впервые депутатов в этой прибалтийской стране выбрали досрочно. Второе — рекордно низкая явка. Третье — победа представляющей интересы русскоязычного населения партии "Центр согласия". И четвертое — относительный успех радикальных националистов из партии "Все для Латвии".
Теперь по порядку. До сих пор депутатов Сейма Латвии выбирали строго раз в четыре года — по четным, но не високосным годам. Предыдущий поход на избирательные участки имел место год назад. Однако на референдуме, проведенном в июле по инициативе теперь уже бывшего президента Валдиса Затлерса, большинство граждан страны высказались за переизбрание депутатского корпуса. Так что пришлось направиться к урнам для голосования повторно.
Вторая причина — явка всего в 60,55 процентов от списочного состава избирателей. По сравнению с голосованием годичной давности на участки пришло на 63,7 тысячи меньше (всего чуть более 900 тысяч). Социологи объяснили это усталостью населения от политиков, неспособностью власть имущих вывести страну из тяжелейшего экономического кризиса. Плюс ко всему многие жители Латвии отправились на заработки в Западную Европу.
Перейдем к результатам. Настоящей сенсацией стало первое место партии "Центр согласия", лидером которой считается мэр Риги Нил Ушаков. Никогда еще выборы в Латвии не выигрывала партия, представляющая интересы русскоязычного населения. Трудно себе представить, какой бы был у нее результат, если бы право голоса имели 350 тысяч обладателей пресловутых паспортов "неграждан". Но и полноправных граждан вполне хватило для исторического успеха.
Еще года назад "Центр согласия" получил 26 процентов, занял второе место и 28 из 100 депутатских кресел в Сейме. Теперь же результат улучшен — 28,37 процентов и 31 место. При этом в Риге представители русскоязычной партии получили 41,56 процентов, на востоке страны — более половины голосов, в остальных избирательных округах — не менее 12 процентов. Однако победа может оказаться "пирровой".
Формально президент страны Андрис Берзиньш может вручить мандат на формирование правительства Ушакову. Но до сих пор желания блокироваться с "русскими" не изъявила ни одна латышская партия. Такой силой могла бы стать Латвийская первая партия вице-мэра Риги Айнарса Шлесерса, но она не преодолела необходимый для попадания в Сейм пятипроцентный барьер. Так что блокироваться пока "Центру согласия" не с кем — даже несмотря на то, что они готовы признать латышский язык единственным государственным, а для русского требуют лишь статуса "языка межнационального общения".
А на "латышском" фланге очевиден прогресс крайних националистов из партии "Все для Латвии". Если год назад у них было семь процентов голосов и восемь депутатов, то теперь — 14 процентов и столько же депутатов. Так много националисты в последний раз получали аж в 1998 году, когда они располагали 17 местами в Сейме. Очевидно, в годы кризиса число сторонников лозунгов типа "Латвия для латышей!" или "Русские — вон на восток!" становятся популярнее. Видимо, в провале экономической политики виновата "советская оккупация".
Читайте также: Тень сепаратизма нависла над Латвией
Поражением обернулись выборы для правящей партии "Единство" премьера Валдиса Домбровскиса. Вместо первого места сегодня она финишировала третьей с неполными 19 процентами голосов и 20 депутатскими местами. Провалился и входивший вместе с ними в коалицию "Союз зеленых и крестьян" во главе с мэром Вентспилса Айнарсом Лембергсом. Если раньше у него было 20 процентов и 22 депутатских кресла, то теперь — только 12 процентов и 13 мест соответственно.
Такой результат вряд ли удивляет. Для того, чтобы вывести экономику из кризиса, Домбровскис был вынужден прибегать к непопулярным мерам вроде сокращения социальных расходов, замораживания зарплаты бюджетникам, повышения налогов. Все это делалось по требованию Международного валютного фонда (МВФ), который без мер жесткой экономии отказывался предоставлять многомиллиардные кредиты. Меры-то приняли, а вот до преодоления кризиса Латвии явно далеко, и избиратель не мог этого не оценить.
А вот уж кто может считать себя подлинным победителем — так это бывший президент Валдис Затлерс и его Партия реформ, получившая почти 21 процент голосов и 22 депутатских места. В текущем году экс-глава государства вступил в конфликт с депутатами, обвинив последних в продажности. Возможно, те из мести избрали новым президентом не Затлерса, а Андриса Берзиньша. Однако Затлерс из политики не ушел. Напротив, у него огромные шансы стать премьером.
Программа Партии реформ — наименее конкретная из всех партий. В ней нет особых реверансов в адрес русскоязычного населения, но нет и радикального национализма. Зато есть критика действий правительств, доведших страну до плачевного состояния. И теперь построить коалицию без участия Затлерса просто невозможно. Теоретически он способен говорить со всеми — от "Все для Латвии" до "Центра согласия". И практически в любой комбинации способен рассчитывать на пост премьера или председателя Сейма.
Как видно, итоги голосования отражают недовольство жителей страны существующим положением. Одни голосуют за "русских", другие — за радикальных националистов, третьи — за обиженного бывшего президента. Голосование за крайности часто происходит во времена кризиса. Не исключено, что в Латвии нарастают и национальные, и социальные противоречия. Что опять же неудивительно для эпохи депрессии, конца которой пока не видно.
Читайте также: Латвия: историческая клоунада против России
Итоги выборов в Латвии, связанные с ними политическое будущее страны и межнациональные отношения прокомментировал "Правде.Ру" заведующий Отделом стран Балтии Института стран СНГ и Балтии Михаил Александров:
"На первый взгляд, может показаться, что успех "русской" партии и националистов — следствие роста межнационального напряжения в Латвии. Но на деле национальные противоречия за последнее время ушли на второй план, а на первый вышло неудовлетворения положением экономическим. От кризиса страдают все — и русские, и латыши. Только отреагировали они на него по-разному.
Русскоязычные избиратели сплотились вокруг левоцентристского по сути "Центра согласия". Латыши же разочаровались в правящих "Единстве" и "Союзе зеленых и крестьян" и побежали от них кто куда. Ну, как иначе можно относиться к "Единству", который фактически выполнял волю не народа, а западных кредиторов? Те, у кого обострено чувство национального сознания, склонились к "Все для Латвии". Иные же перебежали к Партии реформ Затлерса.
В то же время поведение латвийских избирателей удивляет. Они не выходят на массовые акции протеста, как в Греции или Италии, не бунтуют. Или, например, не следуют примеру Исландии, население которой отказалось от помощи МВФ и решило вытаскивать свою страну само. Да, выражают недовольство с помощью голосования, но можно бы и погромче.
Что касается будущего правительства Латвии, то возможны любые комбинации. Тот же Затлерс может вступить в коалицию с кем угодно — в том числе и с "Центром согласия". Наверняка, президента Берзиньша уже вызвали в Вашингтон, чтобы не допустить "русских" во власть. Но не факт, что Берзиньш послушается американцев. Влияние США в мире падает, а объективно у Латвии есть интерес к сближению с Россией и странами СНГ. Можно деньги российские получить, инвестиции.
Кто бы ни стал новым премьером Латвии, ему следует понять одну вещь: не надо отталкивать русских. Только вместе русские и латыши смогут победить кризис".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.