В Германии разворачивается очередной этап борьбы с "наследием коммунизма". Здесь готовы изменить федеральное законодательство исключительно ради того, чтобы уволить… 47 бывших сотрудников госбезопасности ГДР.
Новая волна разбирательств с наследством легендарной восточногерманской "Штази" (сокращение от немецкого Ministerium für Staatssicherheit - Министерство госбезопасности. — Ред.) началась в ноябре 2010 года. По решению правительства во главе с уроженкой ГДР Ангелой Меркель на пост главы ведомства по архивам "Штази" был назначен бывший восточногерманский диссидент Роланд Ян. Достаточно только взглянуть на биографию этого человека, чтобы понять, что рвения разбираться с преступлениями спецслужб ГДР у него хватит.
С 1970-е годы Яна отчислили из университета, поскольку он протестовал против лишения гражданства ГДР барда-диссидента Вольфа Бирмана. Далее нынешний главный немецкий борец с наследием коммунизма поддерживал связь с польским антикоммунистическим профсоюзом "Солидарность". Яна в итоге выдворили из ГДР, лишили гражданства. Однако он стал жить в Западном Берлине. После объединения страны он долгое время был редактором политической передачи "Контрасты". В 1998 году его наградили орденом за заслуги перед Германией.
Читайте также: В Германии исчезает малый славянский народ
И вот по предложению входящих в правящую коалицию Христианско-демократического союза — Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Свободной демократической партии (СвДП) было решено не ограничиваться отправлением диссидента со стажем на борьбу с наследием спецслужб ГДР. Теперь решено изменить законодательство таким образом, чтобы никто из бывших агентов госбезопасности не мог работать в ведомстве по архивам "Штази".
Педантичные немцы успели подсчитать, что на сегодняшний день в ведомстве по исследованию деятельности Министерства госбезопасности ГДР занимается 47 ее бывших агентов (преимущественно они трудятся охранниками). Теперь их придется уволить. И ради этого представители правящей коалиции готовы пойти на нарушение такого основного правила любого демократического государства, как невозможность придания закону обратной силы. Чего не сделаешь ради борьбы с ненавистной страницей историей.
На некрасивое положение "борцов с прошлым" обратили внимание представители оппозиционных социал-демократов и "зеленых". По их мнению, бывших агентов восточногерманских спецслужб нужно вписывать в новое немецкое общество. И вполне можно бы ограничиться тем, что запретить им доступ к секретным документам. Оппозиция предложила предоставить увольняемым места в других госучреждениях, и правительство вроде бы согласно.
Читайте также: Национально-религиозная мина для Германии
Чем же так насолило "Штази" нынешним немецким руководителям, что те спустя 21 год после объединения Германии никак не успокоятся и все борются с ее агентами? Министерство госбезопасности ГДР было создано в 1950 году при участии МГБ СССР. Его девиз звучал коротко "Щит и меч партии" (Социалистической единой партии Германии. — Ред.). Под контролем "Штази" была и Военная разведка Народной армии ГДР.
Постепенно спецслужба ГДР вошла в число пяти наиболее сильных в мире вместе с КГБ, ЦРУ, британской "Ми-6" и израильским "Моссадом". Западногерманской БНД до успехов "Штази" было далеко. Например, чего только стоит внедрение своего агента в высшие эшелоны власти ГДР. Личным референтом канцлера ФРГ Вилли Брандта в начале 1970-х годов был восточногерманский разведчик Гюнтер Гийом. В итоге такой прокол стоил карьеры легендарному политику и многолетнему лидеру западногерманских социал-демократов.
Подобное нынешние руководители Германии наверняка не забыли. Это не мудрено — страна и сегодня называется "Федеративная республика Германия", она в 1990 году фактически поглотила ГДР. Выходит, что иностранный агент имел доступ к святая святых общенемецкой (!) политики. И желание наказать "дерзких выскочек" из ГДР, которую те же христианские демократы долго не хотели признавать,у многих современных немецких "правых" никуда не делось.
Читайте также: Ультраправые ФРГ между реваншем и иммигрантами
"Штази" работала в тесном контакте с КГБ СССР, но и сама по себе восточногерманская спецслужба располагала огромной сетью агентов. По данным на 1989 год, в ее штате числилось 91 тысяча 15 человек и еще порядка 200 тысяч были "неофициальными сотрудниками". Они пристально следили за настроениями граждан. За границей на "Штази" работало порядка 1500 внедренных агентов (не считая тех, кто работал под дипломатическим прикрытием).
Вспоминают "Штази" и в связи с несколькими кровавыми событиями. Например, ее агенты участвовали в подавлении выступления в Восточном Берлине летом 1953 года, расстреливали тех, кто в период с 1961 по 1989 год пытался преодолеть Берлинскую стену. На Западе называли цифру в 1245 погибших при попытке перебежать из Восточного Берлина в Западный, но подтвердить удалось гибель 125. В то же время "Штази" не препятствовала переходу граждан ГДР на Запад. Этой "услугой" воспользовались свыше 200 тысяч человек.
Министерству госбезопасности ГДР ставят в вину убийство высланного на Запад политзаключенного Михаэля Гартеншлегера в 1971 году, покушение на политэмигранта Вольфганга Вельша спустя 10 лет. "Штази" вроде бы помогла палестинцам, напавшим на израильских спортсменов во время Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Она ничего не сообщила о подготовке ливийцами взрыва на дискотеке в Западном Берлине спустя 14 лет, хотя о подготовке акции знала.
Но как ни крепко было Министерство госбезопасности, оно приказало жить столь же долго, как и сама социалистическая Германия. Еще в декабре 1989 года глава Совмина ГДР Ханс Модров упразднил ведомство. 15 января 1990 года штаб-квартира "Штази" была захвачена демонстрантами. Сотрудники в спешке уничтожали документы, но все ликвидировать не успели. Работа по восстановлению архива легендарной спецслужбы началась в 1990 году и кипит до сих пор.
Читайте также: "Незавершенное" объединение Германии
Едва 3 октября 1990 года Германия объединилась, в стране было учреждено Федеральное ведомство по архивам "Штази". Спустя год все жители ГДР получили доступ к своим досье и узнали, как же широко раскинула свои "щупальца" госбезопасность. В 90-е годы в Германии прошел целый ряд судебных процессов как над руководителями страны, так и над высокопоставленными сотрудниками спецслужб. Многие оказались в тюрьме, многие лишились работы. Только в 1995 году Конституционный суд Германии вынес решение, освобождавшее офицеров разведки ГДР от преследований по обвинениям в госизмене.
Не миновали репрессии демократической власти и легендарного начальника разведки ГДР Маркуса Вольфа, прозванного "человеком без лица". После падения Берлинской стены он два года жил в СССР, но после путча 1991 года вернулся в Германию, где его тут же арестовали. В 1993 году Вольфа приговорили к шести годам тюрьмы — правда, через два года срок заменили на условный. "Человек без лица" стал литератором, вплоть до самой смерти осенью 2006 года его книги пользовались популярностью и в Германии, и за ее пределами.
Ни ГДР, ни "Штази" уже давно нет, а немецкие политики все еще обращаются к теме зловещей деятельности восточногерманской спецслужбы. Вопрос только в том, что Министерство госбезопасности руководствовалось законами ГДР и интересами ГДР — страны, бывшей членом всех международных организаций с 1972 года и вплоть до своего поглощения. И преследование людей, честно выполнявших свой долг, ложится неприятным пятном на крупнейшую страну Евросоюза.
Германия имеет сложную историю. Страна не без проблем, но в целом разобралась с нацистским прошлым. Коммунистическая же страница ее истории куда длиннее — 40 с лишним лет против 12 у нацистов. Вероятно, и разбираться с ней будут дольше. По крайней мере, до тех пор, пока у руля страны будут люди, имевшие восточногерманское социалистическое прошлое. Вроде той же Ангелы Меркель…
Читайте самое интересное в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.