"День гнева против России" в Сирии провалился. Кроме нескольких сожжений российских флагов, транслировавшихся телеканалами "Аль-Арабия" и "Аль-Джазира" и "выступлений" в "Твиттере", организаторы акции ничем масштабным похвастаться не могли. Все это заставило задуматься о том, насколько популярны в Сирии оппозиционные лозунги вообще и антироссийские в частности.
Напомним, что накануне состоялся очередной визит сирийской оппозиции в Москву, в ходе которого она тщетно пыталась уговорить Россию сдать Башара Асада, отказавшись от его поддержки.
В ответ на это оппозиция объявила 13 сентября "Днем гнева против России", обещая вывести на улицы сирийских городов людей с транспарантами, содержащими антироссийские лозунги. Возмущение противников Асада было вызвано тем, что якобы российская сторона не приняла во внимание массовую гибель "мирных демонстрантов".
Недовольные поведением России разместили на своей странице в Facebook Syrian Revolution призыв выйти на улицы с транспарантами под лозунгами "Правительство России убивает нас. Не поддерживайте сирийский режим". "Не поддерживайте убийц. Не убивайте сирийцев своей позицией". "Россия, не закрывай глаза на массовые убийства людей, верящих в тебя!", "Не теряйте ваших друзей! Мы просто хотим жить свободно", "Режим Асада, как режим Сталина, обречен", "Сталин не смог уничтожить русскую свободную душу! Асад не сможет убить свободную сирийскую душу".
Напомним, что сейчас позиция российской стороны сводится к следующему: Москва осуждает чрезмерное применение силы против оппозиции со стороны правящего режима, но выступает категорически против принятия антисирийской резолюции в Совбезе ООН, помня о том, как использовали резолюцию 1973 против Ливии.
Читайте также: Противники Асада берут пример с Ливии
Однако необходимо заметить, что официальный Дамаск относится с большой настороженностью к продолжающимся контактам Москвы с противниками Башара Асада. Несмотря на то, что им не удалось пока склонить Россию на свою сторону, повторный визит представителей сирийской оппозиции в Москву заставляет задуматься о том, что мы начинаем закулисную игру.
Тем более, что в начале августа, после того как сирийская армия штурмовала город Хаму, президент России Дмитрий Медведев предупредил Башара Асада о том, что сирийского президента ожидает "печальная участь", если он и далее будет игнорировать требования оппозиции. Помощница сирийского президента Бутайна Шаабан заявила, что России не с кем вести переговоры в Сирии, кроме официальной власти.
Напомним, что публичные сожжения представителями сирийской оппозиции российских флагов случались и раньше, когда Москва еще не выражала определенной позиции к происходящим в Сирии событиям. А это лишний раз заставляет усомниться в том, что возможная смена власти в этой стране, ориентированной на Россию, пойдет нам на пользу.
Достаточно упомянуть и недавнее заявление замминистра финансов Сторчака, который адресовал Западу вопрос: почему после "революций" в странах Северной Африки Россия лишилась свыше 40 важных бизнес-проектов, реализация которых должна была принести в российскую казну миллиарды и миллиарды долларов чистой прибыли?
А в связи с планируемой Западом смены власти в Сирии возникает явная угроза нашим интересам в этой стране.
Странность ситуации состоит в том, что в составе группы, посещавшей нашу страну, были и представители проходящей у нас как террористической организации "Братьев-мусульман". Но как ни странно, их приняли и выслушали…
Заметим, что второй состав группы сирийской оппозиции, встречавшейся в последний раз с Маргеловым, несколько отличался. Противники Асада заявили о "ротации кадров". И вместо лидера с громкой фамилией Гальюн, одинаково переводимой на все языки, поставили "на темную лошадку Кураби". Правда, информации относительно изгнания "братьев-мусульман" так и не было получено. Напротив, один из восьми делегатов, Мулахам аль Друби, прилетевший из Саудовской Аравии, как раз и является представителем этой организации. Что же вообще представляют собой люди, решившие заменить Башара Асада и что они могут дать России?
Ответ на этот вопрос в интервью "Правде.Ру" дали эксперты Евгений Сатановский и Али Салим Асад.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: "Сирийская оппозиция представляет собой дикое количество различных группировок, которые объединяет между собой только ненависть к Асаду. Условно их можно разделить на светскую, куда входят либералы, бывшие чиновники режима и фейсбучная молодежь, представителей ряда национальных организаций (курдов, друзов, туркоманов, бедуинов) и исламистов. Наиболее мощной из них является последняя группа. В свою очередь, среди них по силе и влиянию выделяются "Братья-мусульмане".
Читайте также: Асад: Сирия ждет помощи от России
Ситуация осложняется тем обстоятельством, что существуют две альтернативные оппозиционные группировки, претендующие на власть в Сирии. Обе располагаются на территории Турции — в Анталии и Стамбуле.
Впрочем, было бы наивным полагать, что они целиком и полностью находятся под турецким крылом. Огромное влияние на них оказывают Катар и Саудовская Аравия по той простой причине, что они предоставляют им финансирование.
И говорить с ними о чем бы то ни было бесполезно. Во-первых, можно предположить все, что угодно, но только не то, что они в случае своего прихода к власти будут ориентироваться на Россию. И дело даже не в том, что среди них есть представители "Братьев". Просто сейчас ситуация в Сирии еще только начинает развиваться и на поверхность еще даже не выходили те силы, которые намерены и будут править бал. Я абсолютно не исключаю того, что это будут деятели даже хуже шейха аль-Арура с его идеями выселить христиан и перебить алавитов и что ситуация будет развиваться по иракскому сценарию, когда всех не суннитских исламистов просто убивали.
Но в любом случае ясно, что это будут наиболее радикальные исламисты, которые начнут угрожать всем, кто не с ними. Одна из главных претензий, предъявляемых ими Асаду, заключается в том, что он по-настоящему не борется против Израиля. Так что для последнего падение правящего сирийского режима с учетом развития антиизраильских процессов в Египте и Турции было бы невыгодно.
Рассчеты же Запада на то, что он поставит у руля в Сирии либералов или фейсбучных мальчиков, просто смехотворны, поскольку за ними нет той силы, которая имеется у радикалов. Кое-кто там рассчитывает, что удастся получить что-то более-менее подконтрольное Брюсселю и Вашингтону путем развития диалога между различными сторонами оппозиции — либеральной и исламистской. Правда, там мало кто отдает себе отчет, что это будет диалог маленького безобидного кролика с огромной голодной крысой. И что последняя очень быстро пожрет первого. Исламисты их выслушают и тут же расстреляют. Сила у того, у кого в руках автомат.
И говорить о том, что в случае падения Асада сирийские исламисты будут соблюдать российские интересы, просто смешно.
Али Салим Асад, представитель Комитета национального единства Сирии: "На примере антироссийских заявлений сирийской оппозиции мы видим дополнительное проявление начавшейся информационной войны уже не только против Сирии, но и против России.
И заказчиками ее в данном случае являются вовсе не сирийские оппозиционеры, а их покровители из арабских стран Персидского залива, на деньги которых они и существуют.
Что касается лица сирийской оппозиции, то ничего определенного, кроме наличия такой силы как "Братья-мусульмане", там отметить нельзя. Последние всеми силами пытаются раскачать ситуацию по ливийскому примеру, но у них это не удается. И разумеется, они ищут виновных и сейчас они очень неудачно пытались провести "День гнева против России".
Читайте также: Рар: НАТО важнее убрать Асада, нежели Каддафи
Но было бы ошибочно считать, что в данном случае их разозлило то, что Россия до сих пор отказывалась проголосовать за антисирийскую резолюцию в Совбезе ООН. Они изначально не могли быть настроены пророссийски хотя бы потому, что их хозяева в лице Саудовской Аравии и Катара явно не могут считаться друзьями России. У них совсем другие интересы, идущие вразрез с российскими.
Что касается Кураби, то мало кто может чего сказать про него определенное. Есть информация, что прежде он работал на сирийские спецслужбы, но потом перешел на сторону противников Башара Асада. Можно также упомянуть о том, что его жена Мардини активно работает на саудийских интернет-ресурсах.
Впрочем, эта фигура реально почти никого в сирийской оппозиции и тем более в народе не представляет и для правящего режима он абсолютно не опасен. Достаточно упомянуть о том, что его несколькими месяцами ранее спокойно выпустили из страны: он преспокойно улетел обычным рейсом из Дамаска и никто его даже не остановил. Ведь наличие подобных опереточных персонажей, которые пытаются говорить от имени сирийского народа, но которые, кроме себя и своей жены, никого не представляют, только на руку сирийской власти. Такие аль-Кураби только ослабляют единство оппозиционеров, которые достаточно рыхлы и уже начали грызню за будущие министерские посты. Что лишний раз доказывает их заинтересованность, в первую очередь, во власти и деньгах.
Есть среди них и бывшие функционеры "старой гвардии" Хафеса Асада, от которых избавился его сын, хотя они не столь многочисленны. Единственная значительная среди них фигура — это Хаддам, который потерял свой пост, будучи серьезно замешан в коррупции.
Самыми сильными среди оппозиции являются радикальные исламисты, у которых руки по локоть в крови. Я имею ввиду террористическую группировку "Джyнд аль-Шам", чья идеология близка к ваххабитам. Ее представители совершают теракты в Сирии, заказчиками которых являются арабские монархии Персидского залива. Достаточно вспомнить недавнее заявление эмира Катара о том, что он готов заплатить за свержение Башара Асада хоть 100 миллиардов долларов.
Нельзя также не упомянуть о такой группировке как "Талья" (по-арабски — "Авангард"), которая, по сути, является военизированным крылом "Братьев-мусульман", возглавляемым Риядом Шекфа. Это течение пыталось бороться с оружием в руках против светской власти еще в начале 1980-х годов и теперь пытается взять кровавый реванш за проигрыш 30-летней давности.
И силу среди оппозиционеров имеют не либералы, за которыми вообще никого нет, а эти люди с оружием в руках, которые любой ценой готовы захватить власть. Что же касается отношения таких оппозиционеров к России, то оно крайне враждебное. Ожидать иного от радикальных исламистов, которые режут всех, кто не разделяет их идеологии, просто не приходится по определению. О чем с такими людьми может разговаривать Россия?"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.