Японию ждет смена премьера. Премьер-министр Наото Кан официально объявил о своей отставке и с поста руководителя правительства, и с должности главы правящей партии. Ожидается, что имя нового главы правительства Страна восходящего Солнца узнает уже в начале следующей недели.
Уход с поста фактического руководителя 125-миллионной страны, входящей в тройку крупнейших экономик мира, по определению является новостью планетарного масштаба. Однако особых политических потрясений в связи с этим Японии ждать не приходится. Страна восходящего Солнца привыкла к смене кабинетов — премьер-министры обычно не засиживаются в своих креслах свыше двух лет.
Наото Кан был 94-м по счету руководителем кабинета в истории и аж 50-м после завершения Второй мировой войны и принятия в 1946 году действующей Конституции. Средний срок пребывания премьера на своем посту равняется приблизительно полутора годам. Можно вспомнить всего лишь нескольких человек, умудрившихся продержаться на вершине японской власти свыше трех лет.
Читайте также: "Миролюбивая Япония" наращивает вооружения
В этом смысле выделяется первый после принятия Основного закона страны премьер Сигэру Йосида. Первый раз он возглавлял правительство в 1946–1947 годах, затем он руководил четырьмя кабинетами министров в 1948–1954 годах. На его долю выпало становление японской демократии, подписание Сан-Францискского мирного договора в 1951 году, выстраивание союзнических связей с США, встраивание побежденной Японии в новую систему международных отношений.
Заметный след в истории оставил Хаято Икэда, руководивший кабинетом в 1960–1964 годах. Он мог бы править и дольше, если бы не тяжелая болезнь. Ему удалось добиться самого высокого в мире экономического роста и выстроить социально-экономическую модель, которая до сих пор позволяет японцам обходиться практически без забастовок. А тогда стачки и забастовки еще происходили, и ему лично приходилось разрешать трудовые конфликты.
Преемником Икэды стал Эйсаку Сато. По японским меркам, он попросту был политическим долгожителем, оставаясь во главе правительства почти восемь лет — с 1964 по 1972 год. На его долю выпали внешнеполитические успехи. Он добился возвращения суверенитета Японии над архипелагом Рюкю, оккупированным США, наладил отношения с Южной Кореей. Вместе с тем при нем развивались и отношения с СССР. Сато стал единственным премьером Японии, удостоенным Нобелевской премии мира (в 1974 году). Одно примирение с корейцами, долго страдавшими под японским колониальным гнетом, чего стоило.
Читайте также: Россия потеряла лицо в Японии
В 1982–1987 годах пришла очередь Ясухиро Накасонэ. Этот политик был известен своей дружбой с президентом США Рональдом Рейганом. В экономике он взял курс на сворачивание социальных программ и предоставление большей свободы бизнесу (то же самое в те годы делали и на Западе). Он стал одним из первых политиков, посетившим храм Ясукуни, где покоится прах японских воинов, погибших в годы Второй мировой войны. Потому в его действиях часто усматривали нотки реваншизма.
Последний премьер-долгожитель — Дзюнъитиро Коидзуми, руководивший Страной восходящего Солнца в 2001–2006 годах. Он стал проводником активной, в чем-то даже агрессивной внешней и военной политики. При нем финансирование Сил самообороны (аналога вооруженных сил) увеличилось в разы (вопреки 9-й статье Конституции, запрещавшей Японии иметь армию). Японский контингент был отправлен в Афганистан и Ирак — опять же вопреки нормам послевоенного японского законодательства.
Российско-японские отношения в годы правления Коидзуми ухудшились — да и не только российско-японские. Он постоянно делал громкие заявления не только по поводу Южных Курил, но и по поводу спорных территорий с другими соседями. Коидзуми постоянно наведывался в храм Ясукуни, из-за чего Китай и Южная Корея выступали с протестами, напоминая о зверствах японцев в годы Второй мировой войны. Но экс-премьер свою линию гнул и вошел в число самых выдающихся политиков в новейшей истории Японии.
Читайте также: Японский посол будет следить за Медведевым
Свое достойное место должен был, как казалось, занять предшественник Кана — Юкио Хатояма. Он пришел к власти летом 2009 года по итогам парламентских выборов, впервые в послевоенной истории принесших победу не Либерально-демократической, а Демократической партии. Хатояма обещал улучшить отношения с Россией, вывести с острова Окинава американскую военную базу. Ни того, ни другого ему не удалось. И, не просидев в премьерском кресле и года, Хатояма ушел, уступив место Кану.
Уходящий глава японского кабинета — политик с почти 40-летним стажем. Еще в 1980 году он был избран депутатом парламента от партии Союз гражданского общества. В середине 90-х годов некоторое время был министром здравоохранения. Несколько раз менял партийную принадлежность, пока в 1998 году не возглавил вновь созданную Демократическую партию. Впоследствии именно ей было суждено прервать властную монополию либерал-демократов, неизменно побеждавших на всех выборах, начиная с 1955 года.
В правительстве Хатоямы Кан занимал пост заместителя премьера и министра финансов. Его основной задачей стала борьба с последствиями мирового кризиса. Собственно говоря, она никуда не делась и после того, как в июне прошлого года Кан возглавил кабинет. Но жизнь внесла свои коррективы. 11 марта 2011 года в Японии произошло мощное землетрясение и цунами, следствием которого стала техногенная катастрофа — авария на АЭС в Фукусиме.
Читайте также: Что сделала Россия для удержания Курил?
Тысячи погибших, десятки тысяч пострадавших, разрушенная инфраструктура и загрязненные окрестности Фукусимы стали главной головной болью Кана. И то, как он справляется с ней, японцев не удовлетворило. На почве борьбы с кризисом глава правительства тоже не очень-то преуспел. Рейтинг премьера и правящей Демократической партии резко пошел вниз, и во избежание дальнейшего политического провала своих сторонников Кан был вынужден уйти. Войти в число избранных выдающихся премьеров ему явно не удалось.
В то же время свой уход Кан обставил тремя условиями в виде принятия трех законопроектов. Первый из них — выделение дополнительно 25,5 миллиардов долларов в рамках программы помощи пострадавшим от природной стихии и от аварии в Фукусиме. Второй — эмиссия государственных бумаг, с помощью которой предполагается покрыть расходы на восстановление пострадавших районов.
Наконец, законопроект о возобновляемых источниках энергии и вовсе можно считать революционным. Он предполагает уменьшение зависимости буквально нашпигованной АЭС Японии от атомной энергии и более активное использование энергии воды и Солнца. Похоже, авария на Фукусиме серьезно напугала не только экологических активистов, но и бывшего главного финансиста страны Кана.
Все условия были выполнены. Кан сделал свое дело — Кан может уходить. Теперь в субботу должно произойти выдвижение кандидатов в премьеры. Уже в понедельник должен быть избран новый лидер Демократической партии, а во вторник его утвердят на посту премьера. Наиболее вероятная кандидатура — нынешний глава МИД Сэйдзи Маэхара, который является самым популярным политиком-демократом.
Но кто бы ни был у власти — основные постулаты внешней политики Японии остаются неизменными. Требования к России вернуть Южные Курилы, жесткая позиция по КНДР, увеличение военных расходов не меняются уже много лет. Вне зависимости от того, кто находится у власти.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.