В Южной Корее начались совместные с США ежегодные военные учения "Защитник свободы". На них, в числе прочего, будет отрабатываться уничтожение ядерного оружия КНДР. Реакция северян не заставила себя долго ждать. В Пхеньяне считают, что после 1953 года Корейский полуостров никогда не был так близок к войне, как сегодня.
Нынешние маневры продлятся до 26 августа. В них будут задействованы 56 тысяч южнокорейских и 30 тысяч американских военнослужащих. Последних специально перебросят из США и с американских баз в Тихом океане. Помимо прочего, на учениях будут присутствовать наблюдатели из семи стран, имеющих своих представителей в командовании сил ООН на Корейском полуострове.
Несмотря на то что отрабатывать будут ликвидацию ядерного оружия, американское и южнокорейское командования уверяют, что учения носят оборонительный характер. "Маневры носят оборонительный характер и предназначены для повышения боеготовности и усиления взаимодействия армий Южной Кореи и США", — заявил представитель армии США. "Маневры помогут Сеулу лучше подготовиться к намеченной на 2015 год передаче от Вашингтона Сеулу права оперативного командования своими войсками в военное время", — добавили южнокорейские военные.
Читайте также: Китай готовит интервенцию в КНДР?
От кого в первую очередь планируется защищать Южную Корею — не скрывалось изначально. Опасаясь острой реакции КНДР, командование войск ООН, расквартированных в демилитаризованной зоне между двумя Кореями, проинформировало Пхеньян о том, что учения "не носят провокационного характера". Судя по всему, на северян эти заявления не произвели никакого эффекта.
"Совместные военные маневры против Пхеньяна еще более усугубят и без того напряженную ситуацию на полуострове", — написала главная газета КНДР "Нодон синмун". "Корейский полуостров находится перед лицом худшего кризиса в своей истории. Тотальная война может разразиться по самому ничтожному поводу", — предупредило северокорейское информагентство ЦТАК.
Впрочем, из Пхеньяна доносились не только воинственные заявления. Несколько дней назад представители КНДР обсуждали с делегацией США возможность возобновления переговоров о судьбе ядерной программы Северной Кореи. Заодно КНДР призвала отменить нынешние учения, чтобы "продемонстрировать намерение добиваться денуклеаризации всего Корейского полуострова". Как видно, в Сеуле и Вашингтоне ничего отменять не стали.
Читайте также: Мини-война у берегов Кореи
Между тем, учения проходят не на самом простом фоне. 10 августа между Севером и Югом произошел неприятный инцидент. В Южной Корее сообщили, что местные ВМС произвели три залпа в сторону севера, когда возле пограничного острова Енпхендо в Желтом море раздались артиллерийские залпы. "Три из пяти северокорейских снарядов упали вблизи так называемой северной разграничительной линии", — заявило южнокорейское командование.
У северян была своя версия. По их мнению, южане приняли за обстрел обычный строительный шум — дескать, речь шла о подрывных работах на стройке. Реакция в виде ответного артиллерийского залпа была названа нелепой. Ответ не удовлетворил южнокорейских военных. Они сочли его лживым. По их мнению, инцидент был вызван проходящими в КНДР близ морской границы маневрами.
Вряд ли эта перепалка привлекла столько внимания, если бы в прошлом году не случилось два инцидента, поставивших Корейский полуостров на грань войны. В марте 2010-го в Жёлтом море близ разграничительной линии КНДР затонул южнокорейский корвет "Чхонан". Южане обвинили в трагедии северян, те все отрицали. Скандал тогда вышел на международный уровень. Совбез ООН принял специальную резолюцию с осуждением гибели корабля, хотя конкретный виновник назван не был.
Читайте также: КНДР разгромила врага политически
В ноябре 2010 года КНДР обстреляла южнокорейский остров Енпхендо, были жертвы. Северяне утверждали,что этобыло сделано в ответ на попадание в их территориальные воды южнокорейских снарядов. Южане однозначно сочли это северокорейской провокацией, открыли ответный огонь. Крупномасштабных боевых действий избежать удалось, но мир на некоторое время застыл в тревожном ожидании.
Насколько сегодня велика опасность обострения обстановки на Корейском полуострове? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает эксперт по Корее из Морского госуниверситета им. адмирала Невельского Владимир Хрусталев:
"Когда мы говорим о Корейском полуострове, то нужно понимать, что речь идет о сверхмилитаризованном регионе планеты, где инциденты могут случаться вне зависимости от воли высшего руководства той или иной страны. Самая большая опасность заключается как раз в таких "незапланированных" свыше инцидентах, когда стечение обстоятельств может восприниматься как некий умысел. И в КНДР, и в Южной Корее в последние годы значительно расширены полномочия офицеров "на местах". И у командиров на местах есть очень много полномочий немедленно и самостоятельно реагировать на ситуацию, которую они сочтут нападением.
В принципе же обстановка в последние месяцы скорее улучшается, а не ухудшается. Север и Юг провели предварительные консультации по поводу возобновления переговоров о ядерной программа КНДР. Северокорейские делегации выезжали также в Китай и США. Так что некоторый прогресс все-таки есть.
Что касается самих нынешних учений, то они планировались давно, и Север о них знал. Мало того — КНДР в конце июля решила провести свои большие маневры с участием сухопутных сил, ВВС, флота. Однако из-за сильных дождей сначала пришлось сократить их программу, а потом и вовсе прекратить. Да и сегодня у северян слишком мало способов продемонстрировать мощь, и потому они будут открывать огонь только в случае если на учениях произойдет что-то похожее на нарушение территориальных вод и т. п. (ряд вопросов по спорной морской границе никуда не делся).
Читайте также: У страха перед КНДР глаза велики
Нынешняя обстановка на Корейском полуострове отчасти связана с тем, что происходит сегодня в Ливии и Сирии, к которым сегодня привлечено основное внимание мирового сообщества. В КНДР всерьез восприняли натовские удары по Ливии, которая в свое время отказалась от ядерной программы. И теперь в Пхеньяне убеждены в правильности своего курса, заключающегося в сохранении ядерного статуса и острой реакции на малейшую, даже мнимую опасность. Их стратегия — перестраховка.
За бурным развитием ситуации в арабском мире как-то осталось мало замеченным то обстоятельство, что КНДР стала больше и глубже взаимодействовать с Китаем. Но в Пхеньяне понимают, что Китай преследует в первую очередь свои интересы и будет пытаться продавливать свои стратегии через Пхеньян. Этого в Пхеньяне не хотят, потому им нужны контакты и с другими государствами. Чтобы, в числе прочего, получить ресурсы и дополнительные возможности для экономического развития: например ослабить санкции, увеличить размер внешней торговли, найти рынки сбыта (например, для своих полезных ископаемых).
В этом смысле сверхмилитаризация и излишнее обострение обстановки стратегическим интересам КНДР явно противоречит. И на самостоятельное и целенаправленное обострение идти Север едва ли будет.
Другое дело, что ряд сил на Юге, а также общая нервозность или технические накладки при проведении учений могут спровоцировать ситуацию и привести к столкновениям или дипломатическим демаршам. Но такая опасность в последние года присутствует всегда: вспомним обстрел острова в 2010 году, гибель фрегата в Желтом море, обстрел морскими пехотинцами Южной Кореи пассажирского самолета и т. п. Хотя прямого желания развязать конфликт ни у кого не просматривается — а это главное.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.