Главной проблемой Евросоюза в этом году стал небывалый наплыв беженцев из Северной Африки. Очень непросто приходится югу Италии, остров Лампедуза уже стал зоной гуманитарной катастрофы. Но тяжелее всех приходится Мальте. Эта страна может быть просто сметена "арабской волной" с карты Европы.
Мальта — страна, лежащая ближе всех других стран ЕС к "горячим" событиям в Тунисе, Египте и Ливии. Только по официальным данным, 400-тысячное государство приютило примерно полторы тысячи человек. А сколько еще мигрантов проникло на остров нелегально. Ситуация на Мальте пока не столь ужасающа, как на итальянском острове Лампедуза. Однако ресурсы Италии и Мальты в смысле преодоления трудностей несопоставимы. Мальтийцам куда тяжелее, чем 60-миллионному соседу.
Все последние месяцы мальтийская дипломатия стремилась к тому, чтобы другие страны Евросоюза приняли у себя хотя бы часть арабских беженцев. Когда Франция и Италия озвучили идею воссоздания пограничных постов внутри Шенгенской зоны, глава МИД Мальты Тонио Борг воспринял ее с опаской. "Я надеюсь, что возможность изменения в соглашении не будет означать возведения новых стен или ворот, которые будут мешать свободному перемещению законных граждан ЕС", — сказал он еще в конце апреля. Разделительных линий вроде бы не возвели. Но и реальной помощи Мальте ЕС пока не оказал.
Читайте также: Арабские беженцы разваливают Евросоюз
Данная история привлекла внимание к стране, которая редко попадает в информационные сводки. Да и с чего бы? Мальта — один из крупнейших в мире туристических центров, принимающих ежегодно тысячи отдыхающих со всего мира. Однако ее географическое положение в самом сердце Средиземноморья отправляет Мальту в гущу политических событий. Так что нынешний случай с беженцами из Северной Африки — очередная веха в довольно бурной истории этой небольшой страны.
Археологи установили, что как минимум в 5200 году до нашей эры на Мальте уже были очаги культуры. Ее мегалитические храмы внесены в реестр наследия ЮНЕСКО. Считается, что примерно в 2500 году до нашей эры Мальту, Гоцо и ряд мелких островов начали заселять выходцы с расположенной неподалеку Сицилии. В 725 году до нашей эры на остров высаживаются финикийцы, спустя пять лет — греки. С этого момента Мальта попадает в сферу влияния передовых цивилизаций Древнего мира.
Очевидно, что влияние финикийцев, говоривших на семитском языке, было более ощутимым. Сегодняшние мальтийцы говорят на языке, близком арабскому по своему происхождению. Другое дело, что исповедуют на Мальте не ислам, а католицизм, и потому тяготеют на острове не к Северной Африке, а к Европе. И говорящие на понятном мальтийцам языке североафриканские арабы являются для них все-таки культурно и цивилизационно чуждыми.
На протяжении нескольких сотен лет Мальта принадлежала основанному финикийцами Карфагену, но во II веке до нашей эры вошла в состав Римской империи. После падения крупнейшей империи древней Европы остров не раз переходил из рук в руки. Так, с 395-го по 870 год Мальта принадлежала Византии, а с 870-го по 1201-й — арабам. Вероятно, именно в этот период семитское влияние еще усилилось, и у мальтийцев окончательно утвердился их нынешний язык. Но обратить в ислам принявших еще во времена византийского владычества мальтийцев арабам не удалось.
Однако власть арабов оказалась не вечной. В 1201 году им на смену пришли норманны, покорившие параллельно и Южную Италию. С 1282 года Мальта вместе с Южной Италией стала частью Королевства Арагон, объединившегося с Кастилией в единую Испанию. В 1530 году остров попал под власть ордена Иоаннитов, переименованного в Мальтийский.Островом пытались овладеть турки, но неудачно — их осады крепости Валетта к успеху не привели.
Читайте также: Тунис толкает Францию к подрыву "шенгена"
Мальта окончательно вошла в ареал западно-христианской цивилизации, здесь утвердился католицизм, а в семитском языке появились заимствования из итальянского. В 1592 году в Валетте был основан университет. За последующие полтора века остров не раз выдерживал осады турецкого флота, но рыцари-иоанниты при поддержке извне отстояли остров. Мальта осталась независимой, однако желание прибрать ее к рукам у ведущих держав не ослабевало.
Вновь в центре внимания остров оказался в конце XVIII века. Тогда по пути в Египет на Мальте высадился Наполеон. Он хотел пополнить запасы пресной воды, но рыцари ему отказали. В ответ французский отряд захватил Валетту, вместо архаичной средневековой системы на остров пришли передовые для того времени нормы. Впрочем, власть Франции была короткой. В 1800 году на смену ей пришли англичане. После разгрома Наполеона был заключен Парижский мир, по которому Мальта превращалась во владение Британской империи.
Почему англичане уцепились за остров? Слишком уж выгодным было его географическое положение. Здесь была база британского флота, корабли которого отдыхали на пути с Туманного Альбиона в Индию — жемчужину английской короны. Кроме того, владение Мальтой (и лежащими западнее и восточнее Гибралтаром и Кипром) позволяло британцам контролировать ситуацию в Средиземном море. Наличие базы на Мальте очень помогло им в годы Первой и Второй мировых войн.
Считать Мальту обычной колонией было бы неправильным. Еще в 1849 году у нее появилась своя Конституция, в 1921-м — парламент, а спустя еще 21 год — нынешний флаг с изображением Мальтийского креста. Так что независимость, провозглашенная в 1964 году, была хорошо подготовлена. Однако английское влияние на острове сохранилось: английский язык остался вторым официальным, Мальта вошла в Британское Содружество, и до 1979 года здесь сохранялась база ВМС Великобритании.
Однако в НАТО Мальта не вошла, в ее Конституции прописан принцип нейтралитета. Может быть, именно поэтому в 1989 году остров был выбран в качестве места встречи лидеров СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего. Однако в стороне от Евросоюза она держаться не стала. В 1990 году была подана заявка на членство в ЕС, но его ряды Мальта пополнила только в 2004-м — вместе с большинством стран Восточной Европы. С 2008 года вместо мальтийской лиры единственным платежным средством на острове стал евро. Чуть ранее Мальта вошла в Шенгенскую зону.
Читайте также: ЕС снова затрещал по швам
Как видно, история у острова бурная. И сегодня Мальта снова представляет собой перекресток путей. Сегодня ее "осаждают" близкие по языку мальтийцам арабы из Северной Африки, чтобы затем в поисках лучшей доли отправиться дальше в Западную Европу. Только вот "большие" страны, вроде Франции или Германии, не спешат принимать их. Да и Италии вполне достаточно Сицилии и Лампедузы — куда-нибудь под Милан или Турин их селить не собираются.
И если Евросоюз не придет Мальте на помощь, страна рискует быть сметена волной арабских беженцев. Их количество в 15 тысяч — уже для небольшого острова критическая цифра. А если все 400 тысяч (а такое с продолжающейся войной в Ливии вполне возможно) — то Мальта рискует вообще исчезнуть с карты Европы как полноценное государство. Впрочем, история острова знала много волн переселенцев и завоевателей. И каждый раз Мальта возрождалась…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.