Польская правительственная комиссия обнародовала свои выводы относительно причин катастрофы самолета Ту-154М под Смоленском. Несмотря на попытку переложить часть вины на Россию, в целом позиция поляков совпадает с выводами комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154М разбился при заходе на посадку на аэродром Северный под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев — из-за сильного тумана была плохая видимость. На борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто.
12 января этого года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы, согласно которому, непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
По мнению экспертов МАК, экипаж должен был учесть сообщения о неблагоприятных погодных условиях. По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, несмотря на предупреждения о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, экипаж самолета Ту-154 не принял решения об уходе на запасной аэродром. В то же время, как уточнил министр транспорта РФ Игорь Левитин, российские диспетчеры не могли запретить спецборту посадку — решение о том, садиться на данном аэродроме или уйти на запасной, принимает командир корабля.
Кроме того, как заявила председатель МАК, экипаж был недостаточно подготовлен к особо важному полету. По ее словам, вылет был произведен без наличия у экипажа данных о фактической и прогнозируемой погоде в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации.
Читайте также: Катынь. Миф российско-польской "перезагрузки"
В определенный момент посадки шансы избежать катастрофы стали практически нулевыми, считает МАК. "Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки, — сообщил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов. — Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через две-три секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей".
Плюс к тому, как было установлено, в момент посадки в кабине пилотов находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Доклад Межгосударственного авиационного комитета в Польше восприняли по-разному. Например, брат погибшего президента, Ярослав Качиньский заявил на заседании Сейма: "Непосредственные причины трагедии лежат на российской стороне". Польская оппозиция попыталась использовать трагедию в Смоленске в собственных целях. Это выглядело настолько цинично, что премьер-министр Дональд Туск был вынужден одернуть некоторых депутатов и политиков с их антироссийской риторикой, заявив: "Выяснение правды о катастрофе не может быть поводом для политической авантюры".
В то же время специалисты, включая польских, сошлись во мнении, что расследование МАК было проведено компетентно и сняло все вопросы о причинах трагедии под Смоленском.
"Комитет, который проводил это расследование, справился с задачей профессионально, — уверен глава Yates Consulting, британский авиационный эксперт Крис Йэйтс. — Комитет пришел к выводу, что, в первую очередь, вина лежит на польском пилоте и его помощнике. В транскрипции разговоров между пилотом и теми, кто был на земле во время последней попытки приземления, заключена важная деталь: возможности для приземления в том аэропорту не было".
Читайте также: Лех Качиньский в круге мистики и спекуляций
Британский эксперт убежден, что, обладая такой информацией, пилот должен был следовать инструкциям диспетчера и отправиться в близлежащий аэропорт, где условия для приземления были лучше.
"Ошибки пилота — главная причина падения самолета. Также были проблемы с подготовкой к визиту. Я бы сказал, что не давление на военных пилотов, а ошибки и провалы в их работе привели к трагедии, — заявил польский военный эксперт, бывший пилот ВВС Польши Михаль Физер. — Недостаток опыта полетов — это одно, а вот жизненный опыт — другое. Когда тебе тридцать пять, у тебя нет жизненного опыта и много амбиций. Ты пытаешься выполнить задание, потому что президент ожидает, что ты посадишь самолет в определенном месте. А ты хочешь доказать ему, что ты способен на это".
Мнения об ошибкепилотов придерживается и аккредитованный при МАК представитель Польши Эдмунд Клих. "Я уверен, что большинство причин катастрофы под Смоленском лежат на нашей стороне. Нельзя даже говорить о том, что есть какие-либо проступки со стороны России, — заявил он. — Не может хороший экипаж при исправности самолета (а информации, что Ту-154 был неисправен, нет) так осуществлять посадку. Даже если бы с земли подавались другие команды".
К аналогичным выводам пришла и польская правительственная комиссия по расследованию причин катасрофы, итоговый доклад которой обнародован в пятницу, 29 июля. Ранее руководитель комиссии, глава МВД Ежи Миллер неоднократно заявлял, что, исходя из данных, имеющихся у комиссии, основная вина лежит на польской стороне. Миллер предупреждал, что доклад будет "суровым" и "болезненным" для Польши.
Читайте также: Смоленская катастрофа: "циничное покаяние"
Тем не менее, в докладе говорится, что "аэродром не обеспечил безопасности полета, в том числе, из-за плохой видимости". Как аэропортовые службы могли повлиять на туман — не понятно. Кроме того, как уже было сказано, решение о посадке экипаж принимал самостоятельно, а не под давлением российских диспетчеров.
Еще одно расхождение с докладом МАК состоит в том, что, по мнению польской комиссии, на президентском самолете не была настроена система предупреждения столкновения с землей TAWS. "Прибор TAWS было плохо подготовлен для полета в Смоленск. Его подготовкой и активацией должен был заниматься второй пилот", — сообщили эксперты на презентации доклада в Варшаве. В то же время МАК сообщал ранее, что, как установили специалисты, система TAWS и бортовые компьютеры на самолете президента Качиньского были исправны. Исследование проводилось в лаборатории исследовательского центра компании UASC в США. "Установлено, что оборудование в полете 10 апреля было исправно и обеспечивало экипаж и системы самолета необходимой информацией", — говорится в сообщении МАК.
Впрочем, в целом доклад польской комиссии совпадает с докладом МАК. Согласно выводам поляков, экипаж не хотел садиться, он хотел сделать пробный заход на посадку, который и стал роковым. "У экипажа не было возможности уйти на второй круг", — говорится в документе.
Что касается нахождения в кабине пилотов главы ВВС, то "польская комиссия не нашла доказательств, чтобы глава ВВС непосредственно оказывал давление на экипаж с целью посадить самолет. Тем не менее, экипаж находился под давлением из-за высокого уровня рейса и из-за того, что на борту находились первые лица государства". Впрочем, там же содержится и следующий вывод: "Работа экипажа была хаотичной, в работе мешали появляющиеся в кабине третьи лица, управляющий пилот, командир, был загружен ведением радиосвязи".
При этом пилоты не обращали внимания на показания системы TAWS, которая даже если и была плохо настроена, но все равно работала. "Члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS. Процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой", — говорится в докладе.
Кроме того, эксперты польской комиссии считают, что пилоты не реагировали на ошибки в процессе "пробной посадки", а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг "в автоматическом режиме", в то время как такой возможности не было. "От команды "Уходим" до осуществления каких-либо действий прошло пять секунд", — говорится в докладе. Возможно, это были именно те пять секунд, которые не позволили самолету избежать столкновения с деревом.
Читайте также: Борт Качиньского — бомба замедленного действия
Польские эксперты полностью согласились с выводами МАК о плохой подготовке летчиков ВВС страны. "Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным", — говорится в докладе.
Выводы польской комиссии не должны сказаться ни на внутриполитической ситуации в стране, ни на взаимоотношениях Польши и России — принципиально они не отличаются от выводов МАК. "Мы исследовали причины инцидента, а не то, какая вина лежит на каждой стороне. Комиссия не занималась расследованием, кто виновен в катастрофе", — сказал Ежи Миллер, глава МВД Польши, отвечая на вопрос журналиста о том, российская или польская сторона и в какой мере ответственны за трагедию под Смоленском.
Тем не менее, вероятнее всего, польская оппозиция вновь попытается использовать доклад в своих целях, разыгрывая, как водится, антироссийскую карту. Однако после трагедии прошло уже больше года, и все, кто хотел, уже сформулировали свою точку зрения по ее поводу. Политическая истерия даже если поднимется, то очень быстро утихнет.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.