Демократия продолжает пробуксовывать на Ливийском и окололивийском фронтах. 28 июля из Бенгази пришло сообщение об убийстве одного из вожаков ливийской оппозиции, перебежавшего в самом начале мятежа от Каддафи, Юниса, что лишний раз говорит о том, что на фоне военных неудач в деле борьбы с Полковником главари начали сводить друг с другом счеты.
Не меньшее значение имеет и провал Запада на дипломатическом фронте с целью изоляции Каддафи. 27 июля Великобритания признала Переходный национальный совет в Бенгази единственной легитимной властью в Ливии. Трудно было бы ожидать чего-то иного от страны, являющейся одной из главных участниц агрессии против Ливии. Тем не менее, западные пропагандисты поспешили это раздуть как "очередной проигрыш Каддафи", лишний раз свидетельствующий о его "дипломатической изоляции".
Правда, на самом деле все обстоит иначе. Накануне, 26 июля, СМИ распространили заявление венесуэльского представителя в ОПЕК Рафаэля Рамиреса о том, что эта организация не намерена увеличивать объемы добычи нефти, чего добивался Запад, страдающий от высоких цен на "черное золото", пока не прекратятся бомбардировки Ливии, являющейся членом этой организации. "Мы не можем "затопить" рынок нефтью и не можем дать НАТО карт-бланш на бомбардировку страны-производителя нефти", — подчеркнул он.
Как известно, именно страны ОПЕК, контролируя значительную часть мировой нефтедобычи, во многом и определяют цены на "черное золото". Так что в плане значимости событий позиция ОПЕК вообще и Венесуэлы в частности явно перевешивает официальное признание британского флирта с бенгазийскими мятежниками.
И разумеется, нельзя не отметить той роли, которую в данном конфликте играет Алжир. В прежние годы алжиро-ливийские отношения трудно было назвать братскими. Как известно, Полковник позиционировал себя как регионального лидера, и это сильно раздражало его алжирских соседей.
Но наиболее показательным является поведение Алжира, который оказывает Каддафи как официальную, так и неофициальную помощь. Его руководство резко осуждает "иностранное вмешательство в дела Ливии". Так, личный представитель президента Абдельазиз Бельхадем неоднократно призывал НАТО прекратить бомбардировки и дать ливийцам самостоятельно решить свою судьбу. Фактически, тем самым алжирское руководство повторяет установки самого Каддафи. А в феврале-марте Алжир отказался предоставить свое воздушное пространство авиации НАТО и был замечен в передаче данных со своих РЛС о подлете самолетов альянса к ливийским границам в Триполи.
И хотя Алжир под давлением Запада официально заморозил счета Каддафи в своих банках, неофициально на эти деньги в Триполи не прекращает поступать помощь. Причем сведения об этом предоставляют самые разные источники, как из лагеря мятежников, так и из самого Триполи. Значительная часть бензина в распоряжение Каддафи поступает из Алжира. Дело в том, что имеющиеся нефтеперерабатывающие мощности в Ливии сильно пострадали от налетов авиации НАТО и алжирская помощь позволяет минимизировать эту проблему.
В немалой степени Алжир помогает Триполи и продовольствием, с которым у режима Каддафи стали случаться перебои.
Все это не осталось незамеченным в Бенгази. Так, вице-президент Переходного национального совета Абдельхафиз Гога (Гогха), являющийся одним из главных исламистов, не устает обвинять Алжир в куда более серьезной поддержке режима Муаммара Каддафи. По его словам, военно-транспортные самолеты ВВС Алжира совершали регулярные рейсы по доставке каддафистам наемников и оружия. В результате Алжиру пришлось официально объясняться с Францией на тему того, что он не поставлял Каддафи "нескольких сотен джипов с оружием".
Страна уже почти 20 лет ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с исламистской угрозой. Казалось, что в 1999 году в этой войне достигнут перелом и что еще чуть-чуть и противник будет разгромлен. Однако в 2006 году, после создания на базе салафистов ячейки "Аль-Каиды" в Магрибе, ситуация снова стала накаляться.
И особенно она обострилась в последние месяцы. С самого начала мятежа в Ливии алжирское руководство заметно усилило свою юго-западную границу, опасаясь проникновения на свою территорию банд фундаменталистов, имеющих тяжелое вооружение, полученное с разграбленных ливийских складов.
Как оказалось, эти опасения не были напрасными. С весны исламисты провели целую серию кровавых нападений на представителей алжирских сил безопасности в восточной, примыкающей к Ливии и Тунису, части страны. В общей сложности, по официальным данным, только военнослужащих погибло свыше ста человек. В ходе ответных рейдов удалось уничтожить в несколько раз меньше террористов. Как заявила алжирская сторона, в целом ряде случаев успех нападений был обусловлен тем, что исламисты применяли захваченное в Ливии оружие.
Так что сохранение режима Каддафи является для Алжира залогом выживания. Но и это еще не все. Как известно, позиция стран Африканского союза заметно отличается от той, что занимают страны НАТО. Та же госсекретарь США Хилари Клинтон не устает призывать их к отказу от каких бы то ни было связей с режимом Каддафи. Разумеется, среди африканских государств обнаружились отдельные "дрогнувшие". Но отнюдь не они определяют погоду на Черном континенте.
Общая позиция стран Африканского союза сводится к необходимости урегулирования конфликта исключительно мирными средствами, причем режим Каддафи по-прежнему рассматривается в этой организации как легитимная власть в Ливии.
Более того, в последние дни позиция ряда африканских государств проявилась более отчетливо. Речь идет о том, что в 20-х числах июля НАТО провело операцию по заброске наемников из Франции и Катара на юг Ливии, в глубокий тыл Каддафи, где они захватили оазисы Тмесса Катрун, Зуилла и Тарбу (к северу от Джабаль Бен Ганима). Цель этого рейда состояла в том, чтобы отрезать режим Каддафи от южной границы, через которую он получает помощь от вождей туарегских племен Сахеля.
Но если под Брегой и в "берберском треугольнике" авиация альянса оказывает помощь мятежникам и не позволяет каддафистам добить их, то в данном случае положение противников Полковника оказалось куда более скверным. В силу расстояния быстро вызвать для них воздушную поддержку оказалось невозможным. И поэтому в ходе боев ливийская армия и племенное ополчение разбили мятежников, отбросив их к южной границе.
Наемники пытались бежать в сопредельные страны, но были остановлены бойцами из Чада и Нигера. С севера быстро подошли каддафисты, и поборники "арабской демократии" оказались в "котле". Подобное поведение ливийских соседей отнюдь не случайно, и они уже не раз выручали его во время агрессии НАТО. Во-первых, их связывают с Каддафи давние отношения и они благодарны Полковнику за ту поддержку, которую он им оказывал в трудную минуту. Во-вторых, у того же Нигера сейчас в силу разных причин не самые блестящие отношения с Западом. И в-третьих, чадские племенные вожди и руководство Нигера не желают прихода к ним в страну вооруженных чужаков.
Все это лишний раз говорит о провале попыток изоляции режима Каддафи и дополнительно свидетельствует о том, что малые страны не намерены безоговорочно выполнять диктуемые им условия из Брюсселя и Вашингтона.
Читайте также по теме:
Обсуждала ли Россия уход Каддафи?
Рар: НАТО готово к наземной войне в Ливии
НАТО воюет в Ливии с памятниками древности
Каддафи не пугает угроза лишиться воды
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.