Как известно, самым мощным в мире военно-морским флотом обладают США. ВМФ лишний раз подкрепляет претензии Вашингтона на мировое господство. Ни одна боевая операция, в том числе и афганская, не обходится без американских военных моряков и летчиков ВМС.
Долгое время после образования независимых США ее ВМФ был рассчитан исключительно на применение у берегов Северной Америки, пока в начале ХХ века она не решила принять на себя роль "мирового жандарма". В 1907 году Теодор Рузвельт отправил 16 линкоров в 16-месячный кругосветный круиз. Хотя суда были выкрашены в белый цвет в знак мирных намерений американцев, круиз этот подчеркивал стремление США показать всей планете, что у нее появился один большой хозяин. После испано-американской и российско-японской войн Рузвельт хотел продемонстрировать всему миру, что США в состоянии контролировать весь Мировой океан.
Мощь ВМС США помогла определить геополитику в ХХ веке: "Великим Белым флотом" Америка бросила вызов всем остальным странам. После Второй мировой войны она дополнительно усилила свои позиции в Западной Европе.
Читайте также: США и Индия помогут Вьетнаму побороть Китай
А в 1990-е годы, после крушения СССР, США стали единственной сверхдержавой на планете. Однако почивать на лаврах американским демократам пришлось недолго. В последнее время все больше волнений доставляет Вашингтону Пекин, чье растущее могущество заставляет дополнительно задуматься о противостоянии новому китайскому вызову в условиях повышения конкуренции на мировых рынках сырья, в том числе и энергетическом.
Колебания цен на нефть представляют для США, зависимых от зарубежных поставок черного золота, серьезную угрозу. Перманентный кризис на Ближнем Востоке, затянувшаяся война в Ливии усиливают американские опасения и дестабилизируют сырьевой рынок.
И все это в условиях продолжающегося кризиса. Речи о сокращении состава ВМФ не идет. Ведь в противном случае параллельно уменьшению военной мощи США снизилось бы и их влияние в ключевых точках мира.
В связи с этим руководство США пытается снизить зависимость от зарубежных поставок энергосырья. Речь идет о всех сферах жизни, экономики и даже о вооруженных силах, включая ВМФ. Однако американские политики все никак не могут выработать действенную энергетическую стратегию — чего стоит провалившееся по вине республиканцев голосование по вопросам разработки стандартов для энергосберегающих ламп! Зато, кажется, появилось решение за счет военных.
Ряд американских экспертов уверены в том, что уже к 2016 году моря и океаны будет бороздить "Великий Зеленый флот", куда войдут атомные суда, гибридные электрические корабли и самолеты, летающие на биотопливе.
"Речь идет об уверенности в том, что дух борьбы стал духом энергетики, — изрекает изящный афоризм контр-адмирал Филипп Харт Каллом, глава подразделения ВМС по энергетике и охране окружающей среды. — Мы должны мыслить по-спартански, чтобы постоянно поддерживать нашу миссию — в противном случае мы станем уязвимы".
Читайте также: Натовские "апачи" против ливийского льва
Каллом и его коллеги понимают, что выбор у них небогатый и поэтому обращают взоры в "зеленый лагерь". Дело в том, что Минобороны США тратит больше нефти, чем любая другая частная или государственная организация в мире. В 2010 году, например, ведомство сожгло 135 миллионов баррелей нефти. По энергоемкости флот занимает второе место после авиации.
Флотским офицерам также известна и цена импортной нефти: обеспечение бесперебойной "подачи" нефти с Ближнего Востока является одной из основных задач Пятого флота, базирующегося в Бахрейне.
Зависимость от ввоза иностранной нефти — одно из самых уязвимых мест американской военной машины. Не только в море, но и на суше. Стоимость энергии все растет: в прошлом году военные потратили 20 миллиардов долларов на топливо и электроэнергию, и федеральный долг уже сказывается даже на такой священной корове, как бюджет Пентагона. Так что энергоэффективность — вопрос не столько зеленой моды, сколько банального выживания.
Впрочем, дело не только в деньгах и стремлении снизить зависимость от нефти и другого энергосырья. Внедряя новые "экологические" технологии, американцы лишний раз пытаются доказать, что в плане технических решений у США еще есть порох в пороховницах, — по крайней мере, в том, что касается военно-морского флота.
У военных есть одно бесспорное преимущество: им не нужно беспокоиться об общественном мнении. Флотские эксперты могут выдвигать сколь угодно смелые энергетические идеи, которые гражданским даже не снились, но результат будет один — американский ВМФ явно не будет прикован к причалам из-за нехватки топлива.
Правда, идеи сторонников "экологических видов топлива" похожи, скорее, на мечтания: к 2015 году американские корабли должны сократить потребление нефти на 50 процентов. Разумеется, это касается только коммерческого парка. К 2020 году флот должен научиться получать не менее 50 процентов энергии из альтернативных источников, тогда как 50 процентам военных судов придется извернуться, чтобы выходить на ноль — то есть тратить не больше энергии, чем они могут произвести. Иными словами, сами военные моряки высказывают сомнения относительно того, каким в результате будет коэффициент полезного действия после замены традиционных видов топлива на новые.
В докладе Rand Corp., сделанном в начале этого года, говорится, что делать акцент на биотопливе было бы ошибкой и в один момент отказаться от нефти невозможно. "Мы не можем работать на этаноле, потому что он имеет недостаточную энергетическую плотность, — добавляет Каллом. — Нам нужно что-то, что выглядит и ведет себя, как нефть".
Преследуя свои цели, ВМС может убить двух зайцев одним выстрелом: во-первых, добиться поставленной "зеленой" задачи, получив под это дополнительное финансирование, и дать свои методы на вооружение всей стране. Пока политики ломают копья в климатических войнах, а нефть и альтернативные источники энергии разведены по разным полюсам, руководство ВМС понимает, что глупости, сродни антиэнергетической выходке республиканцев, могут стоить очень дорого. "У нас должен быть моряк на борту и моряк на берегу, — поясняет Каллом. — Это основная часть проблемы".
Кроме того, совершенно ясно, что атомные силовые установки, применяемые на кораблях основных классов, даже в среднесрочной перспективе заменить будет нечем. В любом случае "зеленый путь" будет непростым, однако сейчас флот постепенно повышает энергоэффективность своих береговых сооружений, во многом благодаря политике обязательного предоставления энергетических решений при cтроительстве подобных объектов. Тем не менее пока всего лишь один процент энергии, используемой ВМФ, приходится на возобновляемые источники.
Так что есть опасения, что биотопливо и другие альтернативные варианты окажутся неконкурентоспособными. Тем более что есть серьезные опасения относительно экологической безвредности первого. На днях западные ученые выступили с заявлением, согласно которому использование биотоплива наносит экологии еще больший вред, чем привычное применение нефти.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Последние новости сегодня 28.07.2011
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.