Президент Никарагуа Даниэль Ортега намерен добиваться от США компенсаций на сумму 17 миллиардов долларов за причиненный его стране ущерб. Речь идет о далеких 1980-х годах, когда штаты разожгли в этом государстве Центральной Америки гражданскую войну.
Никарагуанский лидер 20 июля предложил провести среди населения соответствующий референдум, и в том случае, если большинство выскажется "за" (в чем можно не сомневаться), он намерен обратиться в международные инстанции. В чем же суть никарагуанских претензий к США? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сделать экскурс в историю.
С начала ХХ века США стали проявлять в Никарагуа особую активность. Одна из причин такого внимания состояла в опасениях, что некая европейская держава вздумает построить альтернативный Панамскому каналу путь из Тихого в Атлантический океан.
Поэтому США решили сделать Никарагуа "запретной зоной", "полосой отчуждения" при Панамском канале, чтобы не допустить реализации подобного сценария.
Они пытались контролировать местные власти и держать в своих руках экономику страны. Когда никарагуанский президент Силайя стал этим тяготиться, ограничив аппетиты американских бизнесменов и их влияние в сфере вывоза фруктов и лесозаготовок ценных пород деревьев, против него в 1909 году инспирировали мятеж, в котором был задействован сам американский посол в этой стране. А в 1912 году США организовали первую интервенцию в Никарагуа.
Читайте также: Южная Америка объединяется против США
В 1927 году они ее повторили. Причем опирались они на печально знаменитый по всей Центральной Америке клан Сомосы, который находился на жаловании Вашингтона. Однако страна, недовольная засилием коррумпированных проамериканских деятелей, бурлила. Одним из лидеров движения был либерал Аугусто Сандино, который небезуспешно боролся против сомосовцев.
В 1934 году Сандино и часть его сторонников были ликвидированы. Их убийство явно не обошлось без американского участия. Сомоса заманил их на "переговоры" в столицу Манагуа и попросту уничтожил. Его клану удалось продержаться у власти в стране до 1979 года, пока сандинисты не свергли американских ставленников.
Впрочем, США решили не допустить повторения "кубинской ошибки" и расползания "красной заразы" по своему "заднему двору" — странам Центральной и Южной Америки.
Способы были прежними: организация внутренней смуты и угроза интервенции после того, как попытка надавить на экономические рычаги (в том числе, через ориентированных на США бизнесменов) показала свою неэффективность ввиду поддержки из других социалистических стран, и в первую очередь СССР и Кубы.
Читайте также: Куба переходит в "частные руки"?
Уже в 1981 году США стали оказывать непосредственную военную помощь национальным гвардейцам Сомосы, бежавшим из страны после победы левых сил. И все это под предлогом того, будто сальвадорские повстанцы, выступающие против своего американского ставленника, получают кубинское оружие из рук сандинистов.
ЦРУ приступило к организации в Гондурасе банд контрас, которые с его территории совершали кровавые вылазки в Никарагуа с целью разгрома сандинистов. Однако победы достичь не удалось. Американские происки привели к длительной гражданской войне, которая в 1984 году вступила в "горячую фазу". Опираясь на помощь американского ВМФ, осуществлявшего блокаду никарагуанского побережья и в отдельных случаях даже удары по кораблям и портовой инфраструктуре, контрас начали полномасштабные боевые действия вплоть до воздушных налетов на территорию Никарагуа.
Читайте также: Российские корабли довели никарагуанских "контрас" до истерики
В ноябре того же года на выборах в никарагуанский парламент победил ставленник сандинистов Даниель Ортега Сааведра, официально ставший президентом. Международная общественность, несмотря на все происки США, признала эти выборы, в которых участвовали и крупнейшие оппозиционные партии, легитимными.
Страны Контадорской группы (Мексика, Панама, Колумбия и Венесуэла) выступили посредниками в мирном урегулировании, предложив подписать соглашение о взаимном ненападении междугосударствами Центральной Америки и вывести с их территории все иностранные вооруженные силы, включая и военных советников. Однако этот план был сорван США, которые отказались следовать предложению Контадорской группы.
Сандинистское правительство, собрав многочисленные факты американского участия в террористической деятельности против Никарагуа, обвинило США в агрессии. И в 1986 году Международный суд в Гааге вынес решение в пользу Манагуа. Однако до сих пор Вашингтон отказывался его выполнять.
Вашингтону, несмотря на колоссальные усилия военных и представителей ЦРУ, не удалось склонить чашу весов в свою пользу. Кровавые рейды контрас в никарагуанском приграничье вызвали среди народа отторжение. Внутри самих Штатов росло недовольство против затратной и непопулярной политики Рейгана. И в марте 1988 года Конгресс проголосовал за прекращение военной помощи контрас. Вашингтон решил сосредоточить усилия на объединении оппозиционных сандинистам сил в феврале 1990 года. Американцам удалось провести во власть оппозицию. Информационная война ЦРУ привела к успеху: Штатам удалось запугать никарагуанцев тем, что если они сами не выберут Ортеге замену, то Вашингтон не прекратит поддерживать контрас и гражданская война будет продолжена.
Читайте также: Информационная война Запада против Ливии
Новый президент страны Виолета Барриос де Чаморро проводила выгодную американцам политику: она не только отказалась от требований компенсации от США по выигранному Ортегой делу в Гааге, но и выплатила полмиллиарда долларов американцам, пострадавшим от экспроприации их собственности сандинистами.
Однако в 2006 году Ортега вернулся и через пять лет "вспомнил старое". Есть ли шансы у Никарагуа добиться компенсаций от США? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответили эксперты Павел Золотарев и Борис Мартынов.
Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады: "Соединенные Штаты хорошо исполняют лишь выгодные им предписания, откуда бы они ни исходили. Выполнение требований Ортеги в их число явно не входит. Тем более, в условиях обострившегося кризиса".
Борис Мартынов, заместитель директора Института Латинской Америки: "США сейчас находятся не в столь выгодной позиции, чтобы игнорировать требования Ортеги, который, набирая политические очки, все же опирается на решение международной инстанции, предписавшей уплату Штатами компенсаций за тот разбой, который они творили в 1980-е годы. Дело в том, что решение Гаагского суда не было взято с потолка, а основывалось на многочисленных засвидетельствованных фактах терроризма со стороны США. В первую очередь речь идет об ударах по никарагуанским портам, включая Коринто. Американские отговорки по поводу того, что через эти порты Ортега получал оружие от иностранных покровителей, не выдерживают никакой критики. Никарагуа как государство, свободное от международных санкций, вполне могло закупать вооружения. А действия США по уничтожению портовой инфраструктуры вполне справедливо были расценены как акты терроризма. Ведь удары США по Никарагуа осуществлялись в мирное время и эти страны официально не находились в состоянии войны.
И еще одна небольшая деталь: как известно, вооружение никарагуанских контрас шло с нарушением даже американских законов, в обход Конгресса, по схеме, хорошо известной сегодня. Речь идет о сделке по линии "Иран — контрас", когда вырученные в результате тайных операций по продаже шахскому Ирану оружия деньги направлялись на поддержку контрас. И если начать ворошить это нелицеприятное для американской демократии прошлое, можно еще много чего поднять. Для США сейчас, когда они занялись улучшением собственного имиджа, это крайне невыгодно. Скорее всего, им придется с Ортегой все же как-то договариваться по дипломатическим каналам во избежание лишней шумихи. В противном случае сумма требований компенсаций может возрасти многократно. Для этого вполне достаточно поднять и другие факты американской агрессии против Никарагуа начиная с ХХ века".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.