В условиях разворачивающейся предвыборной гонки в США начала обсуждаться тема финансирования избирательной кампании кандидатов в президенты. В том числе и участие в этом процессе денег так называемого еврейского лобби. Какое оно имеет значение для США, кто именно контролирует американские денежные потоки и в какой мере между собой связаны бизнес и власть? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
— В какой связи здесь находятся бизнес и власть?
— Бизнес там реально сотрудничает с властью. И те, кто помельче, вынуждены с этим считаться. Не выполняющие правил игры Белого дома рискуют потерять все, как это было, например, в 1970-е годы с рядом американских бизнесменов.
Разумеется, при разговоре об устройстве американской власти нельзя избежать разговора о роли еврейского лобби. Скажу, что его влияние там заметно преувеличено. Дело в том, что еврейские деньги — это "легкие" деньги, которые не являются жизненно важными для Штатов. Евреи там контролируют многие сферы, связанные с индустрией развлечений: шоу-бизнес, алкоголь, медиарынок, включая рекламу.
Читайте также: Американской плутократии 235 лет
А все, что поважнее, что определяет судьбу американской империи, как то: серьезный ВПК, сталь, нефть и т. д., — им не принадлежит. И потому "медийный" доллар стоит куда менее значимо, чем нефтяной доллар.
В данном случае "еврейский фактор" используется также как дымовая завеса, чтобы заставить людей не реагировать на конспирологические разоблачения и уходить от истинного понимания сути американской империи.
— Джек Лондон в романе "Железная пята" говорил о том, что в начале ХХ века Штаты контролировали семь олигархических группировок, владеющих крупнейшими трестами. Изменилось ли что-то с того времени?
— Изменилось именно так, как и предсказывал Джек Лондон: на смену трестам пришли более крупные объединения. По сути, ими в определенной степени можно считать транснациональные корпорации. Кроме того, сейчас наибольшее влияние в Штатах имеют две международные финансовые спекулятивные олигархические группировки Рокфеллеров и Ротшильдов, хотя есть и другие важные кланы. То есть прежняя американская олигархия заметно расширила свое влияние в мире. Достаточно сказать о мощном американском лобби в Европе.
Что касается самих Штатов, то государство просто вынуждено обращаться к вышеупомянутым "группировкам" за кредитами и потому находится под их контролем. Между собой они ведут жесткую борьбу.
— А что представляет собой в таком случае институт президентства? Глава государства является простым ставленником этих группировок, эдаким продуктом компромисса?
— Президент на побегушках у толстосумов — это упрощенное марксистское видение ситуации. Институт американского президентства не так прост, как кажется. Сейчас нас стараются уверить в том, что появление того же Обамы доказывает, будто никакой определенной закономерности в приходе того или иного президента нет и что это продукт прогрессирующей американской демократии. Впрочем, это "африканское пятно" на теле президентства США не является чем-то выдающимся. Достаточно проследить его родословную. Ведь Барак Обама является пусть и очень дальним, но родственником Бушей по матери.
Читайте также: Госдеп США натравливает на Россию геев
Так что единственным аутсайдером средивсех американских президентов был получивший пулю католик Кеннеди. Все остальные так или иначе демонстрировали англосаксонскую преемственность на протестантской духовной основе и связи с лучшими фамилиями Великобритании.
Были в истории США президенты, деятельность которых говорила о том, что они "рулят" почти самостоятельно. Но были и те, кому почти сразу давали по рукам. Просто в данном случае следует помнить, что в США на тот случай, если президент уклонится в ненужном направлении, предусмотрено действие регулирующих структур, которые, если надо, вынесут импичмент или будут действовать еще строже.
Здесь сразу вспоминается Картер, которому вообще ничего не дали сделать. И даже когда он затеял авантюру в Иране, ему пришлось брать на это деньги у одного олигарха, а не тратить государственные средства.
Что касается Обамы, то, возможно, это лишь фигура переходного времени, вроде Кириенко на время дефолта, чтобы прикрыть Черномырдина. Сам Обама опирается на европейское лобби и во многом играет роль посредника между представителями старой Европы и приверженцами неолиберализма.
Что касается связки "конгресс — президент", то в данном отношении мы видим не демократическое достижение, а лишь заданную прокрутку отношений между коллегиальными структурами, призванную в том числе лишний раз показать наличие самой демократии.
— Допустимо ли сейчас считать США цитаделью мирового либерализма?
— Смотря что называть таковым. В отличие от той же Австралии с ее классическим политическим либерализмом, в Америке мы с 1960-х годов наблюдаем неолиберализм. Данное направление политэкономии отрицает абсолютное регулирование экономики государством, то есть пропагандирует свободу рыночных отношений от политики. Его появление связано с приходом во власть так называемого эффективного менеджмента. Иными словами, чисто спекулятивной группы. Их привели старые классические элиты в тот момент, когда Штаты стали проигрывать в борьбе советской системе.
Читайте также: Штаты на пороге расовой революции
Выход был найден в осуществлении стимулирующего укола для американской экономики за счет "воздушного доллара", по сути, ничем не обеспеченной бумаги. На время это дало свой эффект. Советская экономика была бессильна этому что-либо противопоставить. Фактически действия "эффективного менеджмента" представляли собой гигантскую финансовую пирамиду, появление которой программировало нынешний мировой кризис.
Далее была "революция менеджмента" в целом ряде стран, в том числе и в СССР, а потом и в России, когда подобные менеджеры в лице гайдаров, чубайсов и т. д. развалили Советский Союз. И, разумеется, они взяли на вооружение эту американскую, изначально гибельную, модель. Сейчас эти "мыльные пузыри" стали лопаться.
Важно то, что в настоящий момент, несмотря на свой, казалось бы, проигрыш, "менеджмент" не хочет покидать власть. Поэтому сейчас мы наблюдаем мощнейший раскол между штабом неолиберализма в Америке и остальным миром.
В связи с кризисом многие страны уже не намерены следовать "Вашингтонскому консенсусу" и демонстрируют желание порвать с ним. А это бы означало крах американской империи с ее "воздушной" экономикой. Этого допустить Штаты не намерены. Единственный выход — навязать свою волю силой. То есть устроить контролируемую третью мировую войну за пределами самих США.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.