Война с историей, развернувшаяся за последние 20 лет в бывших социалистических странах Европы, докатилась и до Словакии. Местный парламент принял закон, фактически приравнивающий коммунизм к нацизму.
13 июля депутаты Национального совета (парламента) Словакии с минимальным перевесом проголосовали за то, чтобы ввести уголовную ответственность за публичное отрицание преступлений "против гуманизма, прав и свобод человека, которые совершили фашистские и тоталитарные режимы". Авторы документа не скрывали, что слово "тоталитарный" тождественно понятию "коммунистический".
Согласно документу, принятому правым прозападным большинством депутатов, те граждане, которые публично будут выражать симпатии к виновным в преступлениях антидемократическим системам, партиям и движениям, будет грозить от трех месяцев до полугода тюрьмы. Данный закон вступает в силу в сентябре.
Читайте также: Словаки хотят убежать с корабля ЕС
Представители левой оппозиции (среди которых, кстати, коммунистов нет) высказали недовольство принятым документом. Они указали на возможные злоупотребления "в политической, общественной и юридической практике". Им также не понравилось столь откровенное увязывание фашизма и коммунизма. Однако правое большинство слушать их не стало.
Стоит отметить, что в Словакии процесс "борьбы с коммунистическим прошлым" шел куда слабее, чем в Прибалтике, Польше, Венгрии и даже соседней близкородственной Чехии. В отличие от поляков, прибалтов и венгров, словаки не принимали законов о запрете советской символики. В стране (как и в Чехии) не запрещалась Коммунистическая партия, не было крупных политических процессов подобно суду над последним руководителем социалистической Польши Войцехом Ярузельским или лидерами Компартии Литвы.
Отличие Словакии (и Чехии) от прочих бывших соцстран заключается и в том, что там до сих пор коммунисты являются активными участниками политической жизни. Так, словацкие коммунисты даже вошли в парламент, хотя сегодня они там не представлены. В Чехии коммунисты создали новую партию, и она представлена в парламенте постоянно. И это обстоятельство не дает покоя "охотникам на коммунистических ведьм".
Читайте также: Куда развернет Словакию "фронт правых"
Борьба с "наследием коммунизма" началась в 1991-1992 годах, когда Чехия и Словакия еще составляли единое государство. Тогда были приняты два закона о люстрации. Согласно им, бывшие функционеры Коммунистической партии Чехословакии лишались права на занятие некоторых государственных должностей. Сама же КПЧ была осуждена за попрание прав и свобод человека, за огрехи в экономике, за преследование политических оппонентов.
"КПЧ была организацией преступной и достойной осуждения, так же как и другие организации, основанные на ее идеологии, деятельность которых была направлена на лишение людей их прав и на удушение демократии", — говорилось в одном из этих документов. Вот он, первый документ, где фактически содержался намек на приравнивание преступлений коммунизма и нацизма.
Всего под действие закона попали 140 тысяч человек. Среди них были агенты спецслужб, сотрудники специального аппарата КПЧ. Их на пять лет лишали права на занятие государственных должностей. С 1993 года, когда страна распалась, практически действия на основании данного закона предпринимались преимущественно в Чехии. Именно там был принят закон, объявлявший КПЧ "преступной организацией". В Словакии особых чисток не было, подобного закона — тоже.
Читайте также: Словакия с историей не воюет
В то же время нельзя сказать, что в Словакии не предпринималось попыток свести счеты с бывшими коммунистическими функционерами. Первым кандидатом "на расправу" был один из руководителей КПЧ Васил Биляк, который в 1968 году был в числе тех, кто призвал советские и иные войска на подавление Пражской весны. Первый раз уголовный процесс над ним пытались начать еще в 2000-2001 годах, второй — в начале этого года. Но подходящей уголовной статьи для 93-летнего человеканенашлось.
Примечательно, что оба процесса над Биляком пришлись на те периоды, когда у власти в Словакии находились силы, ориентированные исключительно на ЕС, США и НАТО. Именно в годы премьерства нынешнего главы МИДа Микулаша Дзуринды (1998-2006 годы) Словакия вошла в Североатлантический альянс, хотя до этого, в отличие от Чехии, Польши и Венгрии, особенно с этим не спешила. В эти годы Словакия следовала полностью в фарватере Запада, ее отношения с Россией охладели, в стране развернулась та же антикоммунистическая кампания, что и у соседей по Центральной Европе (пусть и в меньших масштабах).
В 2006 году к власти пришли левые. "Охота на коммунистических ведьм" была остановлена, отношения с Россией улучшились. Но в прошлом году к власти вернулись правые во главе с нынешним премьером Иветой Радичовой. И они, похоже, взялись за старое. Им не давало покоя, что в Чехии и Польше есть уголовная ответственность за отрицание преступлений коммунизма и нацизма, а в Словакии — нет. Надо быстро "догонять" соседей.
Читайте также: Словакия — главный союзник России в центре Европы
Каким будет следующий шаг — можно попытаться предугадать. В Польше запретили советскую символику и даже решили вычитать из доходов бывших коммунистических функционеров и сотрудников спецслужб средства в пользу "жертв тоталитаризма". В Чехии пока только пытаются продавить "денежную люстрацию". В Венгрии запретили коммунистическую символику. Надо и словакам собезьянничать.
Между тем, принимая подобные законы, словаки бросают камень в свой же огород. Именно в коммунистические времена Словакия стала равноправной с Чехией республикой в составе Чехословакии, сделав шаг к обретению современной государственности. В годы правления коммунистов в до того аграрной и достаточно бедной Словакии появилась достаточно мощная промышленность. Излишне говорить, что коммунизм, в отличие от нацизма, не был на международном уровне признан преступной идеологией.
Сегодня внешняя политика Словакии полностью ориентирована на ЕС, НАТО и США. Руководители страны вместе с коллегами из Польши, Чехии и Венгрии пытаются воскресить Вышеградскую группу, которая когда-то создавалась как союз отрекшихся от коммунизма стран с целью облегчения своей евроатлантической интеграции. Авось с помощью таких вот законов понравишься и радикально настроенным соседям, и "хозяевам" в Вашингтоне и Брюсселе.
Читайте также: "Цветная контрреволюция"
Только вот практическую пользу словаки вряд ли извлекут. Американцы просто так не дадут им вывести контингент из Афганистана и не перестанут им навязывать свою оборонную политику. ЕС не избавит их от взносов на спасение экономики Греции и не прекратит вмешиваться в дела Словакии. Венгрия не снимет претензий по поводу положения словацких соплеменников, и из Будапешта не перестанут раздаваться голоса о пересмотре границ, основанных на послевоенном устройстве Европы.
Словакия объективно меньше и слабее не только США или Германии, но и Чехии с Венгрией. С ними всеми словакам приходится считаться. Но, начиная борьбу с историей, словаки открывают ящик Пандоры. Те же венгры могут предъявить им территориальные претензии, чехи — материальные, вспомнив о деньгах, вложенных в словацкую экономику. Некоторые припомнят, что в 1939-1945 годах существовало словацкое государство и было оно союзником Гитлера.
К счастью, эту независимую Словакию в современной стране не считают образцом для подражания. Да и уровень русофобии в словацком обществе и элите куда ниже, чем у соседей. Поэтому "охота на коммунистических ведьм" при смене власти в Братиславе может и прекратиться. Правда, для этого России нужно обратить на эту страну больше внимания. В отличие от нас, США более внимательно следят за тем, чтобы Словакией руководили "удобные ребята". И эти "ребята" возвращаются, и начинается новый виток борьбы с историей…
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.