Ситуация в районе спорных островов Спратли (Наньша) в Южнокитайском море резко обострилась. В связи с этим США намерены оказать срочную военную помощь Филиппинам. Такое решение было принято после экстренной встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, инициированной Вашингтоном. На ней филиппинская сторона и попросила американцев о заступничестве от агрессивных действий Китая.
"Китай ведет себя, как задира, пытаясь установить доминирование над морскими ресурсами, которые находятся в пределах территории Филиппин", — пожаловалось им филиппинское руководство.
Во время встречи с Хилари Клинтон филиппинский министр иностранных дел дель Росарио провозгласил: "Хотя мы и маленькая страна, но мы готовы сделать все необходимое, чтобы ответить на любые агрессивные действия на нашем заднем дворе. Но чтобы выстоять и защитить себя, нам необходимы ресурсы". Которые, по его мнению, должны предоставить Штаты. "Обеспечение безопасности на море — наша проблема, но это также и ваша проблема", — уверен он.
По словам американского госсекретаря Хилари Клинтон, "США озабочены недавними инцидентами в Южнокитайском море" и потому готовы помочь Филиппинам. В первую очередь речь идет о предоставлении "необходимого вооружения".
Как известно, оказание военной помощи Филиппинам является прямой обязанностью Штатов. Их военному союзу в этом году исполняется 60 лет. По двустороннему Договору 1951 года о взаимной обороне Вашингтон и Манила обязаны защищать друг друга. Даже в том случае, если внешняя агрессия не затрагивает непосредственно их территории.
Заметим, что двустороннее военно-техническое сотрудничество двух стран до последнего времени и так развивалось по линии предоставления Вашингтоном вооружений и подготовки американскими инструкторами филиппинских силовиков.
Вероятно, теперь уровень ВТС заметно изменится в сторону его резкого усиления. Заметим, что за три месяца до этого Манила выделила 252 миллиона долларов только на модернизацию ВМС страны. Но этого слишком мало, чтобы побороться с огромным китайским флотом. Тот же дель Росарио не скрывает, что Филиппины хотели бы арендовать "достаточно современные вооружения".
Не исключено, что на этом Штаты не остановятся, и в том случае, если военная активность Поднебесной в регионе будет нарастать, Вашингтон будет действовать куда более заметно. Сама Клинтон на этот счет ограничилась весьма туманной фразой: "Я не желаю обсуждать гипотетические развития событий, но я хочу подчеркнуть наше намерение по защите Филиппин".
Интересно то, что еще десять дней назад происходящее не представлялось в столь мрачном свете. Так, например, 14 июня после встречи глав дипломатических ведомств Китая и Филиппин Манила выразила уверенность по поводу мирного решения спора.
Но, по сути, она не принесла прогресса. Тогда стороны "договорились не договариваться". Сам факт того, что нет согласия даже на дипломатическом уровне, весьма показателен. Это лишний раз говорит о том, что проблема стоит крайне остро.
И уже через три дня, 17 июня, президент Филиппин Бенигно Акино открыто потребовала от КНР прекратить вторжения на территорию ее страны и пообещала, что Манила не склонится перед этим вызовом: "Мы не позволим запугивать себя, хотя в сравнении с ними мы крошечное государство. У нас есть очень веские основания сказать: перестаньте вторгаться на нашу территорию".
Об остроте проблемы говорит и то, что несколькими днями ранее официальный представитель филиппинского президента Эдвин Ласиерда заявил о том, что отныне Манила впредь будет называть Южнокитайское море Западнофилиппинским. По оценке влиятельного филиппинского политика Уолдена Белло, тем самым страна "демонстрирует активную позицию, которая упрочивает притязания на спорные воды и имеющиеся там природные ресурсы".
В ответ Пекин направил к филиппинским берегам один из своих самых современных и мощных патрульных кораблей Haixun 31 с вертолетом на борту для решения задач по "защите морского судоходства".
Филиппинцы ответили на это отправкой флагмана филиппинских ВМС — фрегата Raja Humabon. Но реально тягаться с Китаем они не могут. Как говорится, не те весовые категории.
Напомним, что ситуация вокруг Спратли резко обострилась в начале этого года. Министр иностранных дел Филиппин Альберт дель Росарио пожаловался на то, что "силы КНР начиная с 25 февраля девять раз "вторгались" в филиппинские территориальные воды" и что такие действия "явно становятся все более агрессивными и все более частыми".
В свою очередь, претензии имеются и у китайской стороны, обвинившей филиппинцев в том, что они уничтожили за последние дни несколько знаков, говорящих о принадлежности ряда рифов и островов Пекину. Представители военно-морских сил Филиппин тогда пообещали, что теперь они будут вести "активную оборону" своих владений. Видимо, имея в виду заступничество "старшего американского брата".
Речь идет о продолжении территориального спора в стратегически важном регионе, в который кроме последних вовлечены также Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия и Бруней. Острота проблемы обусловлена не только тем, что воды в районе архипелага богаты биоресурсами. И даже не только тем, что там обнаружены внушительные запасы нефти и газа. Обладание крохотными островками и рифами, многие из которых выступают над водой только во время отлива, дает автоматический контроль над значительной частью акватории Южнокитайского моря и над важнейшими морскими путями в Индийский океан из Тихого. Кроме того, архипелаг Спратли является очень удобным плацдармом для экспансии в Юго-Восточной Азии.
Читайте также: Спратли: конфликт за рифы и нефть с рыбой
В первую очередь противостояние наблюдается по линии КНР-Вьетнам и КНР-Филиппины. Китай, в отличие от его конкурентов, претендует практически на весь архипелаг, что вызывает беспокойство даже у Индонезии, разрабатывающей богатые газовые месторождения на границе спорного района. Амбиции Вьетнама считаются менее значительными, хотя в настоящий момент он контролирует самое большое количество островов и рифов.
Манила апеллирует к тому, что китайцы никак не могут претендовать на острова, которые она намерена защищать, апеллируя к географии. Дело в том, что она считает своими лишь часть островов и рифов архипелага Спратли, находящихся в неспосредственной близости от того же филиппинского острова Палован, тогда как расстояние от китайской Хайнани до них составляет более тысячи километров. Например, банка Рид с богатыми нефтяными месторождениями находится от Палавана всего в 130 километрах. Однако эти доводы звучат для Китая не особенно убедительно.
"Архипелаг Спратли является неотъемлемой частью китайской территории" — главный аргумент китайской стороны. В принципе, ничего удивительного в таком подходе нет. Например, США и их западные союзники позволяют себе вторгаться в Ливию, нападать на Ирак и Югославию, открыто демонстрируя эффективность старого как мир правила, согласно которому прав тот, кто сильнее.
Чем хуже в таком случае Китай, который намерен оставить за собой практически все острова и рифы в Южнокитайском море? Ведь с чисто военной точки зрения Филиппины не являются для него противником. И в случае необходимости КНР может с ними разделаться, как повар с картошкой, буквально в считаные часы. В воздухе и особенно на море Поднебесная обладает абсолютным превосходством. Если в составе китайского ВМФ насчитываются десятки эсминцев и фрегатов, то у филиппинцев имеется всего два устаревших фрегата.
Так что беспокойство Филиппин понять можно. На протяжении целых десятилетий Манила находилась под защитой Вашингтона, являясь его тыловой базой в сдерживании "красной угрозы" в Индокитае. На филиппинской территории находилась одна из крупнейших зарубежных военно-морских баз США Субик-бей. Поэтому Филиппины могли особо не волноваться относительно собственной безопасности. В связи с этим Манила, несмотря на свое островное положение и огромную протяженность морских границ, особенно не развивала военно-морской флот.
После завершения Вьетнамской войны и особенно после краха СССР внимание США переключилось на другие регионы мира и американское военное присутствие в этой стране сошло на нет. Ключевым с этой точки зрения моментом была ликвидация базы русских во вьетнамской Камрани. После этого надобность содержания объекта в Субик-бее отпала.
Впрочем, прошли считаные годы, и Вашингтон смог убедиться в том, что он слишком поторопился. Набирающий стремительными темпами мощь Китай вызывает уже серьезное беспокойство США.
Но союз со Штатами — не единственная возможность противостоять китайской экспансии. Можно, конечно, заранее предвидеть провал филиппинской апелляции в ООН. Однако Манила намерена объединить против Китая все страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Особую активность она намерена развивать в этом отношении с Ханоем. Так, представитель филиппинской администрации Каранданг не скрывает желания Манилы использовать в своих интересах последние "инциденты, имевшие место между Китаем и Вьетнамом".
Как бы там ни было, нынешнее обострение грозит эскалацией американо-китайского соперничества не только в Юго-Восточной Азии. Оно угрожает стабильности Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. И Пекин, задирая филиппинцев, не мог не знать о том, что за них заступятся американцы.
Как не мог не знать о том, что возможности у них для этого ограничены. И было бы наивно думать о том, что Китай, нуждающийся во все больших объемах ресурсов, отступит. Разумеется, прямого военного столкновения в обозримом будущем не хотят ни США, ни КНР. Но сам факт того, что она открыто бросает вызов своим конкурентам, лишний раз говорит о том, что она все больше ощущает себя растущей сверхдержавой, способной самостоятельно решить важнейшие проблемы в стратегически важных регионах.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.