Власти Севастополя потребовали от Черноморского флота РФ роста отчислений в казну города. Параллельно Россия и Украина решают еще один "вечный" вопрос своих отношений - газовый. Как долго между двумя странами будут идти споры на эти две темы? Есть ли шанс решить все? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает украинский политолог Владимир Корнилов.
В канун назначения Яцубы первый заместитель главы горадминистрации Александр Живодуев дал понять, что на начинающихся сегодня новых переговорах относительно условий пребывания флота власти Севастополя потребуют увеличения отчислений на социальные нужды. Он мотивировал это тем, что российские офицеры по окончании службы остаются в городе и пользуются льготами — например, правом бесплатного проезда в городском транспорте.
Данное заявление севастопольского чиновника с претензиями к Черноморскому флоту совпало с еще один событием в российско-украинских отношениях — визитом в Москву украинского премьера Николая Азарова. Он будет обсуждать тему цены на газ. Как известно, темы флота и газа сильно увязаны между собой, что и зафиксировано в прошлогодних Харьковских соглашениях. Напомним, что тогда в обмен на получение "газовой скидки" Украина согласилась продлить пребывание российских кораблей в Севастополе до 2042 года.
Читайте: Госчинуши вытащили землю из-под ЧФ РФ
Могут ли претензии севастопольского чиновника к флоту представлять собой попытку Украины надавить на Россию в газовом вопросе? Стоит ли ждать обострения российско-украинских отношений из-за этих двух проблем? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает директор украинского филиала Института стран СНГ и Балтии, украинский политолог Владимир Корнилов.
Что может стоять за заявлением севастопольского чиновника?
В данном случае особенно интересно, кто заставил замглавы администрации Севастополя делать такие заявления. Власть в городе только что сменилась. Так или иначе, но проблема выплат Черноморским флотом средств в городской бюджет существовала давно. И просто произошло очередное напоминание о ее существовании.
Черноморский флот задолжал городу Севастополю крупную сумму денег?
Нет, речь не идет о каких-то особенно больших деньгах. Черноморский флот признал наличие задолженности и начал постепенно ее погашать. Этот процесс сейчас медленно, но верно идет. По всей Украине сейчас растут тарифы на электричество, газ. Севастополь не является исключением. Цены растут для всех, и для Черноморского флота как одного из потребителей коммунальный услуг города.
Читайте: Киевские бои черноморского значения
Никакой катастрофы для российско-украинских отношений данный спор повлечь не должен. Кажется, командование Российского флота также оценивает все верно. Ему удавалось договариваться с прежним главой администрации Севастополя Валерием Саратовым. Теперь посмотрим, как поведет себя Владимир Яцуба.
Когда говорят о флоте, тут же вспоминается еще одна ключевая проблема российско-украинских отношений — газ. Украина хочет существенного снижения цены. Что, скидки на 100 долларов за каждые тысячу кубометров, которые предполагали Харьковские соглашения в обмен на продление пребывания флота, сегодня мало?
Нужно отдавать себе отчет в том, что формула "флот в обмен на газ" была выгодна и России, и Украине. Не будь они заключены — российская сторона тоже потеряла бы многое. Но Украина потеряла бы еще больше, ибо прежняя, доставшаяся в наследство от "оранжевых" цена на газ просто убила бы ее тяжелую промышленность. Сегодня украинской стороне очевидно, что одной скидки на газ недостаточно. Нужно пересматривать и формулу, которую предложила Юлия Тимошенко.
Но если Россия сбросит цену на газ, не получив ничего взамен, — это односторонняя уступка. Должна ли тогда Украина тоже пойти навстречу российским чаяниям?
Безусловно, должна. И Россия предложила Украине вступление в Таможенный союз вместе с ней, Белоруссией и Казахстаном. Однако украинское руководство относится к этой идее прохладно и, действительно, ничего не предлагает взамен. Хотя могло бы предложить многое — в том числе и ассиметричные сделки вроде "газ в обмен на флот". Ведь Россия тоже не заинтересована в том, чтобы украинская экономика катилась по наклонной плоскости вниз.
Читайте: Украину может спасти Таможенный союз
Может быть, власти Украины не хотят особо сближаться с Россией, опасаясь отрицательной реакции жителей Галиции?
Вряд ли. Нынешнее украинское руководство отлично понимает, что для подавляющего большинства галичан оно никогда не станет "своим". Просто пока не может найти компромисс с Россией.
Есть ли шанс, что темы газа и базирования Черноморского флота в Севастополе исчезнут с повестки дня российско-украинских отношений?
Эти две темы будут вечными, — по крайней мере, пока Россия и Украина представляют собой два независимых государства. И всегда обе стороны будут искать компромисс. Другое дело, что это не должно быть как при Борисе Ельцине, когда он был готов на уступки сегодня в обмен на обещания дружбы в будущем. И не как при Викторе Ющенко, когда он сопровождал переговоры диктатом, ультиматумами и бесконечными антироссийскими выпадами.
Можно ли сейчас избежать нового обострения российско-украинских отношений?
Можно, мы в состоянии договориться. Украине есть что предложить России. Просто украинская сторона тоже должна быть готова на встречные уступки.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.