В мире продолжают обсуждать задержание в Сербии бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича, выдачи которого Гаагский трибунал добивался более 15 лет. Западная пресса торжествует: мол, пойман военный преступник, виновный в гибели тысяч людей. Но не слишком ли предвзято это мнение?
Западные СМИ не скрывают своего торжества по поводу того, что прозападные руководители Сербии готовы выдать Младича в Гаагу. Так, английская The Times не стеснялась в выражениях, оценивая генерала. "Ратко Младич, страшный "Мясник из Боснии", сегодня утром проходит медицинское обследование. Оно должно предотвратить спекуляции его защиты, которая будет утверждать, что он не может быть допрошен по состоянию здоровья".
Другая английская газета The Guardian сравнила преступления Младича с нацистскими. По ее мнению, Сербия, арестовав генерала, смыла с себя страшное пятно. Издание напомнило, что Младича обвиняют в зверском убийстве восьми тысяч мусульман из города Сребреница, а также в гибели десяти тысяч мусульман в Сараево, в блокаде которого генерал также принимал непосредственное участие.
Читайте также: Как Тадич продал ЕС Младича
На страницах издания вновь видно противопоставление "мирных" мусульман и "страшных" сербов. The Guardian описывает митинг сербских националистов, скандирующих: "Младич — герой!". А в качестве цензора приводится мнение членов Ассоциации мусульманских женщин, потерявших своих близких в Сребренице: "Прости меня за все жертвы, которые мертвы и не могут увидеть этот день". Вопрос: а сербские женщины не теряли тогда же сыновей и мужей? Их никто не убивал?
На сайте германского журнала Der Spiegel появилась статья, где Младич назван "Мясником из Боснии". Правда, в шапке материала немцы, в отличие от англичан, соблюли некоторые нормы приличия и назвали генерала "предполагаемым военным преступником". Они даже указали, что у Младича практически не работала после инсульта правая рука. "Он выглядел бледным, как если бы он не был давно на свежем воздухе", — так журнал описал появление генерала на суде.
Со своей стороны, австрийская газета Die Presse заострила внимание на том, что задержание Младича совпало с визитом в Белград верховного комиссара ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон. "Было ли это совпадением, или сербские власти умело выбрали время?" — задались вопросом австрийские журналисты. И ответили, что это не имеет никакого значения. "Важно, что Младич сидит за решеткой, что ему придется ответить за тысячи смертей и невыразимые страдания народа Боснии и Герцеговины", — пишет Die Presse.
Читайте также: Гаагский трибунал осудил своих же палачей
По мнению издания, арест Младича значит для сербского общества очень много: "Дело заключается в освобождении от бремени их собственного прошлого. Речь идет о психическом здоровье". Вот так, ни больше, ни меньше. Интересно, а в словосочетание "народ Боснии и Герцеговины" включены сербы, составлявшие в начале 1990-х годов свыше трети ее населения? Или их из этого понятия исключили?
В свою очередь, сайт чешского издания Mlada fronta DNES обратило внимание на то, что Младич совершал свои преступления "не один". "Младич скоро отправится в Гаагский трибунал, обвиняющий его в преступлениях против человечности. Кто были другими субъектами в этнических чистках, которые в 90-х стали символом бывшей Югославии?" — задались вопросом чешские журналисты.
Затем последовало описание биографий бывших политических руководителей боснийских сербов — Радована Караджича и Биляны Плавшич. Mlada fronta DNES сочла необычным, что в кровавых преступлениях на Балканах обвинены врач-психиатр и женщина. Из несербских имен упомянут только осужденный недавно за жестокое подавление Сербской Краины в Хорватии хорватский генерал Анте Готовина. Других имен нет.
Буквально все материалы западной прессы отличает одна вещь. Все газеты и журналы единодушно одобряют действия президента Тадича, подробно рассказывают о сути обвинений, предъявленных Младичу. О том, как страдали боснийские мусульмане. И ни слова о том, что сербы тоже страдали, что их тоже убивали, что за эти убийства кто-то должен нести ответственность. И что действия Младича во многом были ответом на зверства мусульман в отношении сербов.
Читайте также: Босния: "квазигосударство-общежитие" под управлением Запада
Исключением может считаться разве что сюжет в эфире телеканала "Евроньюс". В нем говорилось, что огромное количество сербов (вероятно, и вовсе большинство) воспринимает Младича как национального героя, защищавшего свой народ и стремившегося к воссоединению сербских земель в одном государстве. Люди, опрошенные телеканалом на улицах Белграда и бывшей столицы боснийских сербов Пале, в основном осуждали решение Тадича о выдаче Младича в Гаагу.
Задержание Ратко Младича и возможные политические последствия этого события прокомментировал в интервью "Правде.Ру" депутат Госдумы, политолог Сергей Марков.
— Можно ли рассчитывать на объективность Гаагского правосудия в процессе над Младичем?
— Гаагский суд изначально необъективен. В нем преобладают представители западных стран, которые уже давно четко и однозначно заняли антисербскую позицию. Преступления сербов преувеличиваются, а преступления против сербов, совершенные мусульманами, хорватами и косовскими албанцами, преуменьшаются. Их представителей особо не стремятся посадить на скамью подсудимых. Хотя премьер Косова Хашим Тачи достоин этого как минимум не меньше, чем Младич.
— Кем скорее является Младич — преступником или национальным героем?
— Для многих сербов он — герой, объективно же преступления он совершал. Вопрос заключается в том, что западные победители предпочли не называть войной то, что творилось на Балканах в 90-е годы. И судили его так, словно речь шла о мирном времени. Но сидеть должны преступники, представляющие все стороны конфликта.
— Как можно оценить действия президента Тадича в этой истории?
— Очень многие сербы голосовали за него и на парламентских, и на президентских выборах. Очевидно, в их глазах можно торговать своими героями ради возможного вступления в Евросоюз. Однако для иных Тадич совершил акт предательства и тем самым подписал себе смертный приговор. В истории Сербии многих "проштрафившихся" политиков убивали. Желающие отомстить за Младича вполне могут найтись.
— Что может предпринять Россия в ходе процесса над Младичем?
— Россия может отследить, насколько объективно проходит суд. Чтобы Младичу не приписывали того, к чему он не причастен. Конечно, оспорить факт резни в Сребренице трудно, но стоит обратить внимание на избирательность правосудия. Почему за убийство сербов в Сребренице в 1992 году никто наказания не понес?
Бросается в глаза явное несоответствие соотношения жертв конфликтов на Балканах с национальным составом подсудимых. Подавляющее большинство сидящих в гаагской тюрьме — сербы. Между тем, сербов тогда погибло десятки тысяч. И России следует постоянно обращать на это внимание.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.