Грузинская демократия показала свою зрелость во всей своей красе: 26 мая, в день Независимости Грузии, в Тбилиси произошло кровавое побоище. Которое, по оценке видной представительницы оппозиции Нино Бурджанадзе (член исполкома оппозиционного общественного форума "Всенародное собрание Грузии" — ВСГ), затмило даже акцию по наведению порядка 9 апреля 1989 года.
По ее словам, "так не действовал даже генерал Родионов". Впрочем, уместно ли тут вспоминать Игоря Николаевича? Достаточно сказать, что некоторые его подчиненные из числа офицеров младшего и среднего звена до сих пор жалуются на то, что он им не дал тогда закатать рукава по полной, не позволив применять боевое оружие в условиях мятежа.
Читайте также: И. Родионов: солдат в Тбилиси сделали палачами
На этот раз речь идет об очередной попытке добиться отставки президента Михаила Саакашвили. То, что она кончится провалом, было ясно с самого начала. Накануне одна из главных представительниц оппозиции Нино Бурджанадзе обращалась к нации с громогласным призывом: "Завтра мы ждем всю Грузию. Те, кто хочет жить в достойной стране, — придут, а нет, так мы останемся чисты перед собой и нашими детьми". Но транспаранты оппозиционеров с лозунгами "Миша уйдет" и "Мы за свободные выборы" почему-то не вызвали массового одобрения грузин. На акцию оппозиции в Тбилиси с требованием его отставки в ночь с 25 на 26 мая, по разным данным, собралось менее четырех тысяч оппозиционеров.
Несмотря на столь ничтожные силы, лидеры оппозиции все же решили дать бой Саакашвили, бросив своих сторонников под полицейские дубинки. Нино Бурджанадзе торжественно пообещала, что оппозиция "не отступит назад и продолжит мирную борьбу за отставку Михаила Саакашвили и назначение досрочных президентских и парламентских выборов".
В свою очередь председатель организации, пятикратная чемпионка мира по шахматам Нонна Гаприндашвили, заявила, что "не может быть и речи о прекращении мирных акций с требованием отставки нынешних властей, которые завели страну в тупик".
Оппозиционеры решили дать президенту решающий бой возле здания парламента на проспекте Руставели. Они заняли трибуну, предназначавшуюся для Михаила Саакашвили, с которой он вознамерился 26 мая принять военный парад в честь Дня независимости.
Один из лидеров протестующих Георгий Кобахидзе не скрывал, что они намерены не позволить Саакашвили принять военный парад. Иными словами, эта символичная акция преследовала целью доказать, что он уже не в состоянии исполнять обязанности президента и главнокомандующего.
Впрочем, грузинский лидер показал, что он достойный ученик своих американских демократических кумиров, в очередной раз жестко разогнав оппозиционное сборище. По меньшей мере трое человек погибли, десятки (а по другим данным — сотни) человек получили ранения. Так грузинская элита отметила 20-летний юбилей "восстановления" независимости Грузинского государства.
Напомним, что все последние годы Тбилиси пытался активно демонстрировать демократические достижения. Если принимать слова Саакашвили всерьез, складывается представление, что демократичнее Грузии может быть только эталон разного рода свобод в лице США. Дескать, мафию побороли, полиция, включая дорожную, взяток не берет, а Россия-де обзавидовалась невиданному прогрессу своего южного соседа.
Разумеется, в свете таких невиданных доселе достижений прискорбный случай в день празднования 20-летия независимости можно и не заметить. Ну а что такого? От этого Грузия, согласно логике Мишико, не остается менее демократичной. Ведь что ни говори, а на фоне Корейской Народной Демократической Республики, считающейся с точки зрения Запада огороженным колючей проволокой концлагерем, или Демократической Республики Конго (ДРК), где за последние 10 лет убиты свыше четырех миллионов человек, Грузия все же не выглядит настолько безнадежно.
Но как быть с традицией подавления национальных меньшинств, свято соблюдающейся в независимой Грузии еще с 1918 года? С точки зрения нынешней властной грузинской элиты, ничего особого не происходит. Коварная Россия, дескать, отторгла у нас Абхазию и Южную Осетию, ну а что происходит в Джавахети и населенных азербайджанцами районах, никого не касается.
Или другой момент: достижения Мишико в плане борьбы с коррупцией, которыми он так гордится, не выглядят столь однозначно. Грузинский правозащитник Георгий Каджая в комментарии "Правде.Ру" заявил: "Да, Саакашвили действительно разогнал наиболее одиозных мафиози из страны, отобрав у них собственность. Те были вынуждены отправиться в том числе и в российском направлении. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Мафия, по сути, в еще большей степени стала государственной".
В этом случае интересны отдельные детали произошедшего в ночь с 25 на 26 мая. Оппозиция пыталась привлечь народ яркими иллюстративными материалами: баннерами с фотографиями людей, в смерти которых оппозиционеры винят режим Саакашвили, и снимками домов и машин, якобы нажитых не совсем праведным путем его представителями.
Правда, у Мишико к утру нашелся достойный ответ оппонентам: якобы двое погибших при разгоне акции полицейских были насмерть сбиты машинами оппозиционеров, купленными явно не на зарплату. Так или иначе, но все обвиняют друг друга в уже давно, как считает значительная часть грузинской элиты, изжитой коррупции.
В любом случае, как показали события 26 мая, оппозиционеры лезут к власти по трупам. И сейчас, понимая недостаток сил для ее захвата, грузинские политики, вроде той же Нино Бурджанадзе, пытаются для свержения Саакашвили заручиться поддержкой в том числе и России. Впрочем, судя по истинным настроениям оппозиционеров, в случае их прихода к власти мы ничего не выиграем. Скорее, наоборот. Взять хотя бы их истинный настрой относительно будущего Абхазии и Южной Осетии. В отличие от одиозного Саакашвили, та же Бурджанадзе будет действовать против России более осторожно и более эффективно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.